Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
на проект федерального закона N 954104-6 "О внесении изменений в статьи 24.5 и 31.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрел представленный законопроект и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения, направленные на решение вопроса о продолжении исполнения ранее вынесенных постановлений о назначении административного наказания в случае отмены законом административной ответственности за административное правонарушение при одновременном введении уголовной ответственности за то же деяние (пункт 2 статьи 31.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс). Аналогичные изменения вносятся и в пункт 5 части 2 статьи 24.5 Кодекса
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "пункт 5 части 2 статьи 24.5 Кодекса" следует читать "пункт 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса"
Как следует из пояснительной записки, проект федерального закона подготовлен в целях реализации правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в Постановлении от 14 июля 2015 года N 20-П.
Данным Постановлением положение пункта 2 статьи 31.7 Кодекса признано не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 15 (части 1 и 2) и 54, в той мере, в какой оно предполагает прекращение исполнения постановления о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, если отмена законом административной ответственности за административное правонарушение одновременно сопровождается введением уголовной ответственности за то же деяние.
Конституционный Суд Российской Федерации отмечает, что "отмена административной ответственности за то или иное деяние с одновременной заменой ее уголовной ответственностью не может считаться устранением ответственности за совершение соответствующего деяния, иными словами, установление уголовной ответственности за деяние, которое ранее признавалось административно наказуемым, не может свидетельствовать об отмене публично-правовой ответственности за такое деяние".
Концептуально поддерживая рассматриваемый законопроект, Комитет отмечает, что при подготовке его ко второму чтению требует дополнительного обсуждения используемая формулировка "за исключением случаев установления уголовной ответственности за содеянное", поскольку ее трактовка может отличаться от заявленной законопроектом цели, а также не в полной мере соответствует позиции Конституционного Суда, согласно которой "исполнение ранее вынесенного постановления о назначении административного наказания при отмене законом административной ответственности за деяние в связи с криминализацией этого деяния должно прекращаться на основании пункта 2 статьи 31.7 Кодекса, если не будут соблюдены следующие условия: необходимо, чтобы, во-первых, положения закона, отменяющие административную ответственность за конкретное деяние и вводящие за него уголовную ответственность, вступали в силу одновременно, а во-вторых, чтобы при законодательном преобразовании состава административного правонарушения в состав преступления сохранялась бы ответственность именно за то деяние, за которое ранее предусматривалось административное наказание".
Кроме того, при подготовке законопроекта ко второму чтению Комитет считает возможным рассмотреть вопрос о реализации позиции Конституционного Суда Российской Федерации путем внесения соответствующих изменений и в статью 1.7 "Действие законодательства об административных правонарушениях во времени" Кодекса.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении.
Утверждено на заседании Комитета "14" марта 2016 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.