Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 954756-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях введения административной ответственности за жестокое обращение с животными",
внесенному депутатами Государственной Думы О.А. Лебедевым, В.Ю. Максимовым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается установить административную ответственность за жестокое обращение с животными. Следует учитывать, что в настоящее время действует статья 245 Уголовного кодекса Российской Федерации, также предусматривающая ответственность за жестокое обращение с животными. Введение административной ответственности за указанное противоправное действие не может предшествовать признанию статьи 245 УК РФ утратившей силу.
Новая статья 20.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) предусматривает административную ответственность за жестокое обращение с животными, при этом в санкции части 1 дается, по сути, определение данного понятия. Следует отметить, что рядом законодательных актов Российской Федерации и международных актов устанавливаются требования предотвращения жестокого обращения с животными (Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральный закон от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире", Европейская конвенция от 13 ноября 1987 года N 125 "О защите домашних животных", Европейская конвенция о защите позвоночных животных, используемых для экспериментов или в иных научных целях от 18 марта 1986 года N 123, Европейская конвенция от 6 ноября 2003 года "О защите животных при международной перевозке"). Однако законодательные акты Российской Федерации не содержат определение понятия "жестокое обращение с животными", а нормы европейских конвенций будут обязательны к применению Российской Федерации только в случае присоединения России к данным конвенциям.
Таким образом предусмотренное диспозицией статьи 20.34 Кодекса понятие не основано на нормах базовых федеральных законов. Кроме того, следует иметь в виду, что определение содержания понятия не является функцией правоохранительной нормы.
Главу 20 Кодекса предлагается дополнить новой статьей, предусматривающей ответственность за административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность. Полагаем целесообразным рассмотреть вопрос о включении новой статьи в главу 8 "Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" с учетом объекта данного правонарушения.
Из редакции диспозиции части 1 статьи 20.34 Кодекса следует, что жестокое обращение с животными составляют действия, повлекшие гибель животного или причинение ему увечий; ограничение доступа животного к воде, пище и иные перечисленные в части 1 действия жестоким обращением не являются. Полагаем, что такой подход нуждается в дополнительном обсуждении.
Неясно основание, по которому жестокое обращение с животными, указанными в части 3 статьи 20.34 Кодекса, отнесено к правонарушениям, представляющим большую общественную опасность. Согласно статье 24 Федерального закона от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире", пункту 6.2 Положения о порядке ведения Красной книги Российской Федерации, утвержденного приказом Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 3 октября 1997 года N 419-а, в Красную книгу Российской Федерации и (или) Красные книги субъектов Российской Федерации заносятся редкие и находящиеся под угрозой исчезновения объекты животного мира, объекты животного мира, подпадающие под действие международных соглашений и конвенций. Действия, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания объектов животного мира, занесенных в Красные книги, не допускаются. Кодекс содержит статью 8.35 "Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений", предусматривающую административную ответственность как за уничтожение редких и исчезающих животных, так и за действия (бездействие), которые могут привести к их гибели. Как представляется, жестокое обращение с животными и противоправные действия, влекущие уничтожение или гибель редких и исчезающих животных, имеют разные объекты противоправных посягательств, в связи с чем часть 3 проектируемой статьи 20.34 Кодекса нуждается в уточнении.
Кроме того, в данной статье предусмотрены размеры административных штрафов, налагаемых на граждан и должностных лиц, превышающие размеры, установленные в общем порядке для данных категорий субъектов административных правонарушений, в связи с чем необходимо внести соответствующие изменения в часть 1 статьи 3.5 Кодекса. С учетом максимальных размеров административных штрафов, установленных данной статьей Кодекса, следует уточнить соотношение размеров штрафов, налагаемых на разные субъекты административных правонарушений в проектируемой статье 20.34 Кодекса. Обращаем также внимание, что в данной статье Кодекса предусмотрены альтернативные административный арест и административное приостановление деятельности, налагаемые только судом, в связи с чем соответствующие части статьи следует указать в части 2 статьи 23.1 Кодекса. Кроме того, в части 2 проектируемой статьи 20.34 Кодекса для должностных лиц предусмотрен административный арест, однако, как представляется, возможность применения данного наказания к должностным лицам требует дополнительного обоснования. В случае, если предусмотренное в части 2 административное правонарушение может быть совершено индивидуальным предпринимателем, к нему может быть применено административное приостановление деятельности.
Исполняющий обязанности |
Т.А. Анчуткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.