Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 95066-7 "О внесении изменений в статью 25.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Среди участников производства по делам об административных правонарушениях важную роль играют понятые, выступающие одними из гарантов правильности непосредственного восприятия при производстве процессуальных действий тем или иным должностным лицом обстоятельств и фактов, имеющих значение для дела, надлежащего их отражения в соответствующем протоколе.
Статус понятого определен в статье 25.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Так, в качестве понятого может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо.
Законодателем понятой отнесен к группе так называемых иных участников судопроизводства наряду со свидетелем, экспертом, специалистом, переводчиком. При этом закон указывает на статус понятого в процессуальных действиях: понятой удостоверяет в протоколе своей подписью факт совершения в его присутствии процессуальных действий, их содержание и результаты.
Данные о понятых (фамилия, имя, отчество, адрес проживания) указываются должностным лицом в процессуальных документах. Таким образом, остается открытым доступ к информации о личных данных понятых. В случае необходимости понятой может быть опрошен в качестве свидетеля в соответствии со статьей 25.6 КоАП РФ.
Участие понятых требует от должностных лиц грамотных и последовательных действий, исключающих формальный подход к исполнению служебных обязанностей.
При обращении к гражданину с просьбой выступить в качестве понятого необходимо обратить внимание на ряд особенностей, касающихся личности гражданина. Гражданин должен быть совершеннолетним, а ввиду особенностей организма по внешним признакам не всегда возможно верно определить его возраст.
Однако, как сложилось на практике, должностное лицо вписывает в протоколы информацию о гражданах с их слов. При этом занесение информации о понятых без документального подтверждения нередко приводит к совершению должностного подлога.
Перед оформлением процессуальных действий необходимо удостоверить личность гражданина, привлекаемого в качестве понятого. В данной ситуации разумным представляется законодательное закрепление требования о предъявлении паспорта либо документа, его заменяющего.
Данные действия позволят избежать необъективности, формализма и коррупционной составляющей в правоприменительной практике должностных лиц.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 25.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 25.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительного расходования средств из федерального бюджета.
Председатель |
С. Бебенин |
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 25.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 25.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" потребует внесения изменений в приказ МВД России от 2 марта 2009 года N 185 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения".
Председатель |
С. Бебенин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.