Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 94601-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Согласно действующему законодательству Президентом России может быть избран гражданин Российской Федерации, если он не моложе 35 лет, постоянно проживает в России не менее 10 лет. Выдвигать кандидатуры на должность Президента РФ имеют право все политические партии, также кандидат может выдвинуть собственную кандидатуру в порядке самовыдвижения.
Необходимо отметить, что по мере развития избирательного законодательства право на выдвижение кандидатов на выборах Президента РФ ограничивалось, и законодатель постепенно склонялся к тому, чтобы сделать выборы Президента РФ "партийными". Так, Федеральным законом 1995 года "О выборах Президента Российской Федерации" было установлено, что выдвигать кандидатов могли избирательные объединения, избирательные блоки или инициативные группы избирателей. Издав Федеральный закон 2003 года "О выборах Президента Российской Федерации", законодатель закрепил самовыдвижение и предоставил право выдвижения кандидатов всем политическим партиям: парламентским партиям, а также партиям, допущенным к распределению депутатских мандатов не менее чем в одной трети субъектов Российской Федерации, - без сбора подписей избирателей, и другим политическим партиям - со сбором не менее 100 тысяч подписей избирателей.
Однако очевидно, что предоставление возможности участия в избирательной кампании по выборам Президента РФ всем политическим партиям запутывает избирателей. Причем среди таких политических партий появляются и так называемые однодневки, т.е. партии, которые образовываются перед выборами и пытаются посредством выборов сделать себе рекламу, особенно в преддверии выборов депутатов Государственной Думы. Но, не имея успеха, как правило, они быстро исчезают с политической арены сразу после выборов. Некоторые партии, выдвигая своих кандидатов, преследуют цель получения компенсации из федерального бюджета.
В настоящее время Минюстом России зарегистрировано 76 политических партий, потенциально имеющих право выдвинуть своих кандидатов на должность Президента РФ. Количество политических партий резко выросло (в 7 раз) с 2013 года, когда вступил в силу Федеральный закон о снижении с 40 000 до 500 членов партии, минимально необходимых для ее регистрации.
Эти новообразованные партии почти не имеют никакого опыта политической деятельности, работы с населением. Иногда в состав таких партий входят перебежчики или малые группы недовольных граждан, которые изначально не отражают мнение большинства населения; некоторые из партий копируют идеологию иных политических сил или вовсе действуют без нее. Такие партии имеют возможность выдвигать исключительно случайных и зачастую маргинальных кандидатов, которых никто не знает. Необходимо отметить, что на выборах депутатов Государственной Думы седьмого созыва в 2016 году и 5%-ый, и 3%-ый минимальный барьер не смогла преодолеть ни одна новая политическая партия. Таким образом, партии, не прошедшие в парламент, не заручились широкой поддержкой избирателей. Представляется, что такие партии не должны иметь право выдвигать на главный политической пост в государстве свои кандидатуры, так как они не смогут конкурировать с кандидатами от парламентских партий.
Совершенно иным образом обстоит дело с парламентскими партиями. Как правило, это те партии, которые имеют большую историю и огромный опыт политической деятельности, ведут за собой миллионы сторонников. Парламентские партии представлены во всех субъектах России, имеют свои приемные в крупных и малых городах, в которые ежедневно обращаются сотни граждан с проблемами и предложениями, депутаты от этих партий регулярно избираются в законодательные органы всех уровней, участвуют в выборах высшего должностного лица в субъектах РФ. Такие партии имеют собственную идеологию, отражают мнение больших групп граждан, могут нести политическую ответственность, и не только словом, но и делом доказывают свои профессионализм и нужность стране. Кроме того, парламентские партии имеют опыт участия в избирательных кампаниях и уже заручились мощной общественной и политической поддержкой.
В связи с изложенным, настоящим проектом федерального закона предлагается предоставить право выдвижения кандидатов на должность Президента Российской Федерации только политическим партиям, федеральные списки кандидатов которых допущены к распределению депутатских мандатов по результатам последних, предшествующих выборам Президента России выборах депутатов Государственной Думы.
Важно отметить, что некоторые иностранные государства имеют опыт выдвижения кандидатов парламентскими политическими силами. Так, например, в Германии согласно правовому обычаю на пост Федерального канцлера выдвигается лидер партии (блока), получившей большинство мест на парламентских выборах, а на должность президента кандидатура выдвигается только членами Федерального собрания. В Египте парламент выдвигает на должность Президента кандидата, который должен получить одобрение не менее чем 2/3 членов парламента, после чего кандидатура выносится на голосование избирателей.
Частным случаем парламентского партийного выдвижения кандидатов на должность Президента являются американские выборы. Только две политические силы - Демократическая и Республиканская партии - имеют преобладающее значение в политической жизни страны, представлены в Палате представителей и неизменно поочередно побеждают на президентских выборах с 1852 года. Подобная система выдвижения кандидатов действует также в Турции.
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации" позволит проводить в России такую избирательную кампанию, которая будет способствовать более рациональному, предпочтительному и ответственному выбору избирателями кандидата на должность Президента Российской Федерации.
Принятие Федерального закона не потребует дополнительные финансовые затраты, покрываемые за счет средств федерального бюджета, а наоборот, способствует экономии средств, выделяемых на проведение выборов и компенсации партиям.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации" не потребует дополнительные финансовые затраты, покрываемые за счет средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации" не потребует принятия, приостановления либо признания утратившими силу федеральных законов или иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации" потребует внесения изменений в:
1) постановление ЦИК России от 11.11.2011 N 56/490-6 "О Перечне и формах документов, представляемых кандидатами, уполномоченными представителями политических партий в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации при проведении выборов Президента Российской Федерации";
2) постановление ЦИК России от 17.11.2011 N 58/504-6 "О Порядке приема и проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата на должность Президента Российской Федерации и иных связанных с ними документов, о Рекомендациях по оформлению папок с подписными листами, составлению протокола об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата на должность Президента Российской Федерации, списка лиц, осуществляющих сбор подписей, и представлению их в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации и о Положении о подгруппе по приему и проверке подписных листов рабочей группы по приему и проверке избирательных документов, представляемых кандидатами, уполномоченными представителями политических партий в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации при проведении выборов Президента Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.