Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера от 1 марта 2016 г. N 3.2-05/535
по проекту федерального закона N 957628-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (далее - Комитет) рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации" (проект N 957628-6), принятый Государственной Думой 26 февраля 2016 года (далее - Федеральный закон), и отмечает следующее.
Федеральный закон направлен на совершенствование правового регулирования отношений, связанных с проведением выборов и референдумов в Российской Федерации, с учётом анализа правоприменительной практики и принятых законодательных актов о выборах в течение 2014-2015 годов и необходимости создания непротиворечивой правовой базы, позволяющей провести выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и совмещенные с ними региональные и муниципальные выборы в 2016 году в едином правовом поле.
Федеральным законом внесены изменения в 10 законодательных актов Российской Федерации, в том числе в федеральные законы от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях", от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", от 3 ноября 2015 года N 300-ФЗ "Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", в Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отметим некоторые из наиболее значимых изменений, внесенных Федеральным законом.
В Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об основных гарантиях) внесены изменения, необходимость которых выявлена в ходе применения положений указанного Федерального закона при проведении выборов в 2014-2015 годах.
Так, пункт 2 статьи 18 Федерального закона об основных гарантиях дополнен положением о том, что в схеме многомандатных избирательных округов необходимо указывать количество мандатов, замещаемых в округе.
В главу VII Федерального закона об основных гарантиях внесены изменения, которыми наряду с такими организациями средств массовой информации, как организации телерадиовещания и редакции периодических печатных изданий, урегулирован правовой статус сетевых изданий. При этом для организаций средств массовой информации всех видов установлен единый агитационный период, который начинается за 28 дней до дня голосования и заканчивается в ноль часов по местному времени в день, предшествующий дню голосования.
В статью 65 Федерального закона об основных гарантиях внесено изменение, в результате которого теперь в случае совмещения дня голосования на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, референдуме субъекта Российской Федерации, на выборах в органы местного самоуправления, местном референдуме с днем голосования на выборах в федеральные органы государственной власти, в ходе которых законом предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям, досрочное голосование, предусмотренное пунктом 2 указанной статьи, проводиться не будет. При проведении указанных выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, референдума субъекта Российской Федерации, выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, за исключением выборов, референдума, в котором границы избирательного округа, округа референдума находятся в пределах одного избирательного участка, участка референдума, законом субъекта Российской Федерации должно быть предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям.
Пункт 1.4 статьи 38 Федерального закона об основных гарантиях дополнен подпунктом "е.1" и, таким образом, приведен в соответствие с действующей редакцией Федерального закона от 3 декабря 2012 года N 229-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации", согласно которой в отношении кандидатуры на должность члена Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации при проведении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (главы высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) представляются сведения, подтверждающие, что данное лицо отвечает предусмотренным частью 1 статьи 2 Федерального закона N 229-ФЗ требованиям о постоянном проживании на территории субъекта Российской Федерации либо требованиям, содержащимся в части 3 указанной статьи.
В статье 78 Федерального закона об основных гарантиях установлены единые сроки рассмотрения всех жалоб, поступающих в избирательные комиссии как в ходе выборов, так и в межвыборный период. При этом устанавливается, что жалоба на решение избирательной комиссии, комиссии референдума, принятое в соответствии с пунктами 6, 7 статьи 75 Федерального закона об основных гарантиях может быть подана в период избирательной кампании, кампании референдума в течение 5 дней со дня принятия обжалуемого решения, а после завершения избирательной кампании - в течение 15 дней со дня принятия обжалуемого решения. Указанные сроки восстановлению не подлежат.
Федеральным законом внесены изменения в Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о выборах депутатов). Так, частью 8 статьи 39 Федерального закона о выборах депутатов (в редакции Федерального закона) предусмотрено, что в региональную часть (федерального списка кандидатов) могут входить, наряду с уже предусмотренными Федеральным законом о выборах депутатов региональными группами кандидатов, также региональные группы кандидатов, соответствующие группе, состоящей из граничащих между собой субъектов Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, не граничащего с другими субъектами Российской Федерации, и региональные группы кандидатов, соответствующие группе из двух субъектов Российской Федерации, один из которых не граничит с другими субъектами Российской Федерации.
В связи с имеющимися случаями включения в избирательные бюллетени кандидатов, имеющих одинаковые фамилии, имена и отчества, в статье 79 Федерального закона о выборах депутатов предусмотрено, что если фамилии, имена и отчества двух или более кандидатов совпадают полностью, сведения о кандидатах размещаются в избирательном бюллетене в соответствии с датами рождения кандидатов (первыми указываются сведения о старшем кандидате), при этом если один или более кандидатов меняли фамилию, имя и (или) отчество в период избирательной кампании либо в течение года до дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, в бюллетене также указываются прежние фамилия, имя, отчество кандидата. Аналогичная норма включена в статью 63 Федерального закона об основных гарантиях.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона в Федеральном законе от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" установлены сроки извещения избирательных комиссий о проведении мероприятий, связанных с выдвижением политической партией или ее структурным подразделением кандидатов (списков кандидатов) в депутаты: не позднее чем за один день до дня мероприятия при его проведении в пределах населенного пункта, в котором расположена избирательная комиссия, и не позднее чем за три дня до дня проведения мероприятия при его проведении за пределами указанного населенного пункта.
Статьей 2 Федерального закона внесены изменения в статью 18 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в соответствии с которыми днем голосования по избранию высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) является день голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва, в случае если срок полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) истекает в год проведения указанных выборов.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации, поскольку не содержит вопросы, перечисленные в статье 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации".
Первый заместитель |
С.М. Киричук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.