Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по культуре
на проект федерального закона N 924714-6 "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "Об объектах культурного наследия
(памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации",
внесенный Советом народных депутатов Кемеровской области
Досье на проект федерального закона
Комитет по культуре рассмотрел проект федерального закона N 924714-6 "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - проект федерального закона), внесенный Советом народных депутатов Кемеровской области, и сообщает свое заключение.
Подпунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) предусмотрено осуществление в субъектах Российской Федерации полномочий в сфере государственной охраны объектов культурного наследия органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо структурными подразделениями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление указанных функций и не наделенными функциями, не предусмотренными указанным Федеральным законом (далее - самостоятельные органы охраны объектов культурного наследия).
Проектом федерального закона предложена редакция этого пункта, которая позволит наделить полномочиями в сфере государственной охраны объектов культурного наследия любой орган исполнительной власти, осуществляющий также полномочия в любой иной сфере деятельности.
Вместе с тем, необходимо отметить, что согласно пункту "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации сфера охраны памятников истории и культуры как предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации выделена в самостоятельный предмет ведения в силу особой значимости объектов культурного значения, представляющих собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являющихся неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
Необходимо отметить значительное количество функций, которые в целях реализации Федерального закона обязаны осуществлять региональные органы охраны объектов культурного наследия в сфере государственной охраны, сохранения, использования, популяризации объектов культурного наследия, в том числе функции по выявлению объектов культурного наследия, их учету, государственной охране, включая функции по государственной охране выявленных объектов археологического наследия, а также значительный объем работ по взаимодействию с органами кадастрового учета, органами управления имуществом, правообладателями объектов культурного наследия и земельных участков в границах территории объектов культурного наследия.
Создание в субъектах Российской Федерации самостоятельных органов охраны объектов культурного наследия позволит сконцентрировать усилия и средства на решении задач, связанных с государственной охраной объектов культурного наследия, и избежать "размывания" незначительных сил органов управления культуры на решение иных, не связанных с охраной памятников истории и культуры, задач.
По мнению Комитета, заложенный в подпункте 2 статьи 10 Федерального закона принцип администрирования сферы государственной охраны объектов культурного наследия самостоятельным органом охраны объектов культурного наследия наиболее соответствует уровню сложности и важности задач в указанной сфере.
Учитывая изложенное, а также то обстоятельство, что самостоятельные органы охраны объектов культурного наследия, предусмотренные подпунктом 2 статьи 10 Федерального закона, созданы в большинстве субъектов Российской Федерации, Комитет по культуре не поддерживает проект федерального закона N 924714-6 "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", внесенный Советом народных депутатов Кемеровской области, и рекомендует Государственной Думе отклонить указанный проект федерального закона.
Председатель Комитета |
С.С. Говорухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.