Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 801269-6 "О внесении изменений в часть первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования наследственного права)", внесенному депутатами Государственной Думы П.В. Крашенинниковым, А.Г. Сидякиным, Р.Р. Ишмухаметовым и другими
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
В проекте федерального закона нотариальные палаты рассматриваются как самостоятельная организационно-правовая форма некоммерческих организаций и относятся к некоммерческим корпоративным организациям (см. пункты 1- 3 статьи 1 проекта). В связи с этим соответствующие изменения следует внести также в пункт 2 статьи 123.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), в котором перечисляются организационно-правовые формы некоммерческих корпоративных организаций.
В проектируемой статье 123.16.1. ГК РФ отмечаем внутреннее противоречие, поскольку в пункте 1 установлено, что нотариальной палатой признается некоммерческая организация, создаваемая в соответствии с законодательством о нотариате и нотариальной деятельности, а согласно положениям пункта 2 указанной статьи законодательством о нотариате и нотариальной деятельности определяются особенности создания, правового положения и деятельности нотариальных палат (пункт 3 статьи 1 проекта). В связи с этим обращаем внимание также на норму пункта 4 статьи 49 ГК РФ, согласно которой другими федеральными законами определяются особенности гражданско-правового положения юридических лиц отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также юридических лиц, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах.
Полагаем, что введение в наследственное право нового института наследственного договора, определяющего порядок перехода прав на имущество наследодателя после его смерти к лицам, которые могут призываться к наследованию, или к третьим лицам (пункт 5 статьи 3 проекта), нуждается в дополнительном обсуждении с учетом норм статьи 1111 ГК РФ, согласно которым основаниями наследования являются наследование по завещанию и по закону. При этом положение проектируемого пункта 6 статьи 1118 ГК РФ о том, что распорядиться имуществом на случай смерти можно также путем заключения наследственного договора, следует соотнести с нормой пункта 1 статьи 1118 ГК РФ, согласно которой распорядиться имуществом на случай смерти можно только путем совершения завещания.
Следует отметить также, что предусмотренное законопроектом обязательное нотариальное удостоверение наследственного договора является дополнительным требованием, обременительным для граждан, и, вероятно, должно служить исключительно для информирования нотариусов. При этом согласно статье 163 ГК РФ и статье 35 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года N 4462-1 (далее - Основы о нотариате) по желанию сторон нотариус может удостоверять сделки, для которых законом не предусмотрено их нотариальное удостоверение.
Основы о нотариате дополняются новой главой XI.1 о нотариальных действиях при наследовании (пункт 4 статьи 5 проекта), которые следует соотнести с положениями статьи 35 Основ о нотариате, устанавливающими перечень нотариальных действий, совершаемых нотариусами. Кроме того, отмечаем, что исходя из наименования проектируемой главы содержащееся в статье 73.3 Основ о нотариате положение об установлении лиц, имеющих право наследования, является самостоятельным нотариальным действием. В то же время установление лиц, имеющих право наследования, является составной частью такого нотариального действия, как ведение наследственного дела (см. проектируемую статью 73.1 Основ о нотариате). Осуществление прав и обязанностей гражданина в деле о его банкротстве (проектируемая статья 73.5 Основ о нотариате) одновременно является самостоятельным нотариальным действием и одной из мер по охране наследства (проектируемая статья 73.2 Основ о нотариате).
Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.