Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 101467-7 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации по реализации решений саммита "Группы восьми" в Кэмп-Дэвиде, 18 - 19 мая 2012 г.
Законопроект направлен на совершенствование правового регулирования в сфере международного сотрудничества по вопросам выявления, замораживания, ареста, конфискации и возврата активов.
Исполнение обязательств, предусмотренных международными договорами в этой сфере, прежде всего, зависит от наличия в национальном законодательстве государств-участников эффективного конфискационного режима.
Вместе с тем международные договоры, ратифицированные Российской Федерацией, в частности, Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности от 8 ноября 1990 г. (статьи 11 и 13) возлагает на их участников обязанность обеспечивать сотрудничество по исполнению постановлений о конфискации имущества по уголовным делам, принятию необходимых предварительных мер, таких как замораживание или арест имущества, с целью предотвращения любых сделок, передаче или распоряжению имуществом, которое впоследствии может стать объектом запроса о конфискации или объектом удовлетворения этого запроса.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - УПК), в частности, его статья 457 позволяет исполнять запросы, поступившие от соответствующих компетентных органов и должностных лиц иностранных государств, о производстве в соответствии с международными договорами Российской Федерации, международными соглашениями или на основе принципа взаимности процессуальных действий, которые включают в себя такие действия, как наложение ареста на имущество, в том числе наложение ареста на ценные бумаги, для обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества (статьи 115 и 116 УПК). При этом для отыскания имущества, подлежащего аресту, могут быть произведены, например, обыск и выемка (статьи 182 и 183 УПК).
Вместе с тем раздел XVIII УПК "Порядок взаимодействия судов, прокуроров, следователей и органов дознания с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями" не содержит положений, определяющих порядок признания и принудительного исполнения приговора, постановления суда иностранного государства в части конфискации доходов, полученных преступным путем.
С учетом этого законопроект предусматривает внесение в УПК изменений, дополняющих его новой главой, устанавливающей порядок признания и исполнения приговоров, постановлений судов иностранных государств в части конфискации находящихся на территории Российской Федерации доходов, полученных преступным путем.
Законопроект устанавливает, что под доходами, полученными преступным путем, понимается имущество, указанное в статье 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Определяются подсудность запросов компетентных органов иностранных государств о признании и исполнении приговоров, постановлений судов иностранных государств (далее - запросы), органы и лица, которые могут участвовать в судебном заседании при их рассмотрении.
Законопроект устанавливает перечень оснований, при наличии которых суд Российской Федерации может отказать в исполнении запроса.
Реализация будущего закона позволит повысить эффективность международного сотрудничества по вопросам противодействия организованной преступности, при этом не повлечет изменений финансовых обязательств государства и не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.