Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 536514-6 "О внесении изменения в статью 27 Федерального закона "Об актах гражданского состояния", внесенному Тюменской областной Думой
(повторно к первому чтению)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается новая редакция пункта 5 статьи 27 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (далее - Федеральный закон), в соответствии с которой по желанию лиц, вступающих в брак, государственная регистрация заключения брака может производиться в торжественной обстановке в органе записи актов гражданского состояния (далее - орган ЗАГС), "а в случаях, установленных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, также в иных местах". В связи с эти обращаем внимание на то, что согласно положениям пункта 2 статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ) в Российской Федерации признается брак, заключенный только в органах ЗАГС. В соответствии с пунктом 2 статьи 10 СК РФ права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах ЗАГС. Пунктом 1 статьи 4 Федерального закона предусматривается что, государственная регистрация актов гражданского состояния производится органами ЗАГС. В статье 25 Федерального закона под местом государственной регистрации заключения брака понимается любой орган ЗАГС на территории Российской Федерации по выбору лиц, вступающих в брак.
В связи с изложенным представленный законопроект требует согласования с положениями действующего законодательства (в приложенном к проекту перечне актов, которые подлежат изменению, СК РФ указан).
Проектируемое в законопроекте положение о взимании платы за проведение церемоний государственной регистрации заключения брака в торжественной обстановке и платы за выезд работника органа ЗАГС в размерах, установленных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, не соответствует законодательству. В соответствии со статьей 10 Федерального закона за государственную регистрацию актов гражданского состояния "взимается государственная пошлина, размер и порядок уплаты (освобождения от уплаты) которой определяются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах".
Государственная пошлина согласно статье 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) - это сбор, взимаемый с физических лиц при их обращении в государственные органы, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК РФ. Так, в статье 333.26 НК РФ установлена государственная пошлина в размере 350 рублей за государственную регистрацию заключения брака, включая выдачу свидетельства. В связи с этим проектируемое в законопроекте положение определяет порядок совершения органом ЗАГС юридически значимого действия, за совершение которого может взиматься только государственная пошлина.
Учитывая данные обстоятельства, предлагаем рассмотреть вопрос о внесении изменений в НК РФ с целью установления государственной пошлины за проведение церемоний государственной регистрации заключения брака в торжественной обстановке и за выезд работника органа ЗАГС, но при этом должна предполагаться налоговая льгота для случая, предусмотренного в пункте 6 статьи 27 Федерального закона, согласно которому, если лица, вступающие в брак (одно из лиц), не могут явиться в орган ЗАГС вследствие тяжелой болезни, государственная регистрация заключения брака может быть произведена на дому, в медицинской или иной организации в присутствии лиц, вступающих в брак.
С учетом положения статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращаем внимание на то, что вопросы формирования доходов субъектов Российской Федерации относятся к предмету регулирования бюджетного законодательства Российской Федерации (см. положение абзаца пятого проектируемого пункта 5 статьи 27 Федерального закона).
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.