Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 536514-6 "О внесении изменения в статью 27 Федерального закона "Об актах гражданского состояния", внесенному Тюменской областной Думой
(повторно к первому чтению)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается новая редакция пункта 5 статьи 27 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" (далее - Федеральный закон), в соответствии с которой по желанию лиц, вступающих в брак, государственная регистрация заключения брака может производиться в торжественной обстановке в органе записи актов гражданского состояния, "а в случаях, установленных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, также в иных местах". В связи с эти обращаем внимание на то, что согласно положениям пункта 2 статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ) в Российской Федерации признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния (далее - органы ЗАГС). В соответствии с пунктом 2 статьи 10 СК РФ права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации брака в органах ЗАГС. Пунктом 1 статьи 4 рассматриваемого Федерального закона предусматривается что, государственная регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния. Статьей 25 указанного Федерального закона под местом государственной регистрации заключения брака понимается любой орган ЗАГС на территории Российской Федерации по выбору лиц, вступающих в брак.
В связи с изложенным представленный законопроект требует согласования с положениями действующего законодательства (в приложенном к проекту перечне актов, которые подлежат изменению, СК РФ указан).
Проектируемое в законопроекте положение о взимании платы за проведение церемоний государственной регистрации заключения брака в торжественной обстановке и платы за выезд работника органа записи актов гражданского состояния в размерах, установленных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, не соответствует законодательству. В соответствии со статьей 10 Федерального закона за государственную регистрацию актов гражданского состояния взимается государственная пошлина, размер и порядок уплаты (освобождения от уплаты) которой определяются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Государственная пошлина согласно статье 333.16 Налогового кодекса РФ - это сбор, взимаемый с физических лиц при их обращении в государственные органы, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК РФ. Так, в статье 333.26 НК РФ установлена государственная пошлина в размере 350 рублей за государственную регистрацию заключения брака, включая выдачу свидетельства.
В связи с этим проектируемое в законопроекте положение определяет порядок совершения органом записи актов гражданского состояния юридически значимого действия, за совершение которого может взиматься только государственная пошлина.
Учитывая данные обстоятельства, предлагаем рассмотреть вопрос о внесении изменений в НК РФ с целью установления государственной пошлины за проведение церемоний государственной регистрации заключения брака в торжественной обстановке и за выезд работника органа записи актов гражданского состояния. При установлении такой государственной пошлины полагаем необходимым учитывать положение пункта 6 статьи 27 Федерального закона, согласно которому в случае, если лица, вступающие в брак (одно из лиц), не могут явиться в орган записи актов гражданского состояния вследствие тяжелой болезни, государственная регистрация заключения брака может быть произведена на дому, в медицинской или иной организации в присутствии лиц, вступающих в брак, с целью установления налоговой льготы.
С учетом положения статьи 1 Бюджетного кодекса РФ обращаем внимание, что вопросы формирования доходов субъектов Российской Федерации относятся к предмету регулирования бюджетного законодательства Российской Федерации (см. положение абзаца пятого проектируемого пункта 5 статьи 27 Федерального закона "Об актах гражданского состояния").
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.