Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей
на проект федерального закона N 536514-6 "О внесении изменения в статью 27 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" (о предоставлении лицам, вступающим в брак, возможности выбора места торжественной регистрации заключения брака), внесенный Тюменской областной Думой
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей рассмотрел измененный текст проекта федерального закона N 536514-6 "О внесении изменения в статью 27 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" (о предоставлении лицам, вступающим в брак, возможности выбора места торжественной регистрации заключения брака), внесенного Тюменской областной Думой.
Представленным проектом предусматривается внесение изменения в пункт 5 статьи 27 Федерального закона от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния", согласно которому по желанию лиц, вступающих в брак, государственная регистрация заключения брака может производиться в торжественной обстановке в органе записи актов гражданского состояния, а в случаях, установленных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, также в иных местах.
При этом, предлагается наделить органы государственной власти субъектов Российской Федерации правом определять требования к таким иным местам проведения государственной регистрации заключения брака в торжественной обстановке, перечень таких мест, а также требования к церемонии государственной регистрации заключения брака в торжественной обстановке.
Согласно пояснительной записке авторы предлагают отделить непосредственно услугу по государственной регистрации брака (юридически значимое действие) от услуг по организации торжественной обстановки (организация церемонии).
В этой связи, полагаем необходимым отметить, что в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ настоящий Федеральный закон определяет:
- органы, которые производят государственную регистрацию актов гражданского состояния;
- порядок государственной регистрации актов гражданского состояния;
- порядок формирования книг государственной регистрации актов гражданского состояния (актовых книг);
- порядок исправления, изменения, восстановления и аннулирования записей актов гражданского состояния;
- порядок и сроки хранения книг государственной регистрации актов гражданского состояния (актовых книг).
Иными словами, организация торжественных церемоний, в том числе с выездом в иное место вне стен предназначенного для этих действий органа государственной регистрации актов гражданского состояния (дворца бракосочетания) не входит в предмет правового регулирования Федерального закона от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ.
Необходимо также отметить, что ранее Комитетом уже давались замечания на указанный проект, однако, в измененном тексте проекта высказанные замечания не были учтены в полной мере.
В частности, предложение авторов законопроекта о наделении органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом определять требования к иным местам проведения государственной регистрации заключения брака в торжественной обстановке, перечень таких мест, а также требования к церемонии государственной регистрации заключения брака в торжественной обстановке, может привести к тому, что к подобным местам кроме учреждений культуры и объектов историко-культурного наследия будут отнесены не предназначенные для этого рестораны, кафе, клубы, дома отдыха и т.п.
Указанное изменение представляется сомнительным, так как, в том числе, может лишить церемонию бракосочетания ее историко-культурного смысла, как значимого действия по установлению особых отношений между мужчиной и женщиной, создающими новую семью, которая является колыбелью для новой жизни, основой продолжения рода и цивилизационной преемственности поколений. Полагаем, что в этом смысле возможность изъятия или умаления историко-культурной составляющей из торжественной церемонии бракосочетания является нецелесообразной.
Кроме того проектом предусматривается, что с лиц, желающих вступить в брак в торжественной обстановке, помимо государственной пошлины за государственную регистрацию заключения брака взимается плата за проведение церемонии государственной регистрации заключения брака в торжественной обстановке, а также плата за выезд работника органа записи актов гражданского состояния к месту государственной регистрации заключения брака и обратно к месту работы, если государственная регистрация заключения брака осуществляется вне места нахождения органа записи актов гражданского состояния.
При этом, плата за проведение церемонии государственной регистрации заключения брака в торжественной обстановке, плата за выезд работника органа записи актов гражданского состояния осуществляются в размерах, установленных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, и подлежат зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, на территории которого производится государственная регистрация заключения брака.
В этой связи следует отметить, что согласно статье 10 Федерального закона от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ за государственную регистрацию актов гражданского состояния взимается государственная пошлина, размер и порядок уплаты (освобождения от уплаты) которой определяются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
При этом, в соответствии с пунктом 5 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
Таким образом, по нашему мнению, предлагаемые проектом нормы о взимании дополнительной платы за дополнительные услуги по проведению выездных торжественных церемоний государственной регистрации заключения брака с зачислением такой платы в бюджет субъекта Российской Федерации согласно региональному закону, вступают в противоречие с федеральным законодательством о налогах и сборах.
Данное замечание также высказывалось к предыдущей редакции текста проекта и также не было учтено авторами.
Помимо сказанного, Комитет повторно считает необходимым отметить, что проведение выездной регистрации заключения брака связано с трудозатратами сотрудников органов ЗАГС, так как сотрудник на длительное время отвлекается от выполнения иных обязанностей по государственной регистрации актов гражданского состояния.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния являются полномочиями Российской Федерации, которые передаются органам государственной власти субъектов Российской Федерации (с возможностью делегирования органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, городских, сельских поселений), финансирование которых осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
Иными словами, принятие предложенных законопроектом норм может потребовать увеличения штатной численности сотрудников органов ЗАГС и привести к дополнительным расходам из федерального бюджета.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей не поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
О.Н. Епифанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.