Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 104973-7 "О внесении изменений в статьи 27.2 и 27.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 27.2 и 27.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части уточнения полномочий по осуществлению доставления и административного задержания" разработан в целях создания дополнительных условий обеспечения принципа неотвратимости административного наказания
Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 326-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности" в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) введена статья 5.35.1, предусматривающая административную ответственность за неуплату без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства.
По данным ФССП России, с момента вступления в силу названного Федерального закона должностными лицами ФССП России по статье 5.35.1 КоАП возбуждено более 10 тысяч дел об административных правонарушениях. В результате применения в отношения должников мер административного воздействия ими погашена задолженность по алиментам на сумму более 34 млн. руб.
Вместе с тем нередко должники по исполнительным документам о взыскании задолженности по алиментам не являются по вызову судебного пристава-исполнителя для составления протокола об административном правонарушении. Однако в настоящее время должностные лица ФССП России не имеют права применять в их отношении такие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении как доставление и административное задержание. При этом по иным составам административных правонарушений, производство по которым осуществляется должностными лицами ФССП России, они наделены соответствующими полномочиями.
Отсутствие возможности самостоятельно применять в рамках производства по указанному административному правонарушению доставление и административное задержание вынуждает должностных лиц ФССП России обращаться за содействием к должностным лицам органов внутренних дел (полиции) в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 1 статьи 27.2 КоАП и пунктом 1 части 1 статьи 27.3 КоАП, что, в свою очередь, замедляет процесс производства по делу об административном правонарушении, создает дополнительную нагрузку для органов внутренних дел и усложняет процедуру привлечения к административной ответственности по столь значимым исполнительным производствам как производствам по взысканию алиментов. Особо следует отметить, что процедурные задержки по данной категории дел об административных правонарушениях создают дополнительные препятствия к возможному применению в отношении злостных должников по алиментам мер уголовного принуждения, поскольку к уголовной ответственности за совершение соответствующего преступления (статья 157 Уголовного кодекса Российской Федерации) может быть привлечено только лицо, ранее привлеченное к административной ответственности за уклонение от уплаты алиментов, и не уплачивающее алименты в период, когда оно считается подвергнутым административному наказанию. Таким образом, факт привлечения лица к административной ответственности имеет преюдициальное значение для последующего возможного применения к нему мер уголовного принуждения в случае продолжения им уклонения от уплаты алиментов.
В целях устранения обозначенного пробела в правовом регулировании законопроектом предлагается внести изменения в статьи 27.2 и 27.3 КоАП, наделив должностных лиц ФССП России, при выявлении административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.35.1 КоАП, полномочиями по осуществлению административного задержания и доставления лица, в отношении которого ведется производство по указанному административному правонарушению, что позволит обеспечить принцип неотвратимости наказания. Также принятие законопроекта позволит снять с органов внутренних дел функцию по обеспечению доставления и административного задержания лиц, в отношении которых должностными лицами ФССП России ведется производство по делам об административных правонарушениях.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 27.2 и 27.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие и реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 27.2 и 27.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных бюджетных ассигнований и будет осуществляться в пределах установленной штатной численности ФССП России.
Перечень
актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 27.2 и 27.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 27.2 и 27.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.