Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 105336-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" разработан в целях достижения сбалансированного подхода к решению задач социально-экономического развития Байкальской природной территории и обеспечения ее экологической безопасности.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал" в состав Байкальской природной территории входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него.
Озеро Байкал обладает статусом уникальной экологической системы Российской Федерации и статусом объекта всемирного природного наследия (Конвенция ЮНЕСКО "Об охране всемирного культурного и природного наследия" (1972 года), Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО (озеро Байкал включено в Список в 1996 году).
Одной из основных целей законодательства об охране озера Байкал является предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду этого уникального природного объекта.
В этой связи 28 июня 2014 года был принят Федеральный закон N 181-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ), одним из ключевых положений которого является отнесение проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на Байкальской природной территории, к объектам государственной экологической экспертизы федерального уровня.
Согласно статье 6 Закона "Об охране озера Байкал" на Байкальской природной территории запрещается строительство новых хозяйственных объектов, реконструкция действующих хозяйственных объектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации таких объектов.
Введение обязательной государственной экологической экспертизы на Байкальской природной территории представляется оправданной мерой и способствует предотвращению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
Вместе с тем анализ правоприменительной практики показывает необходимость уточнения объектов государственной экологической экспертизы на Байкальской природной территории.
Сразу после вступления Федерального закона N 181-ФЗ в силу из субъектов Российской Федерации, расположенных в пределах Байкальской природной территории, стали поступать обращения об отрицательных последствиях введения данной нормы - снижаются темпы строительства и реконструкции объектов жилья, социальной инфраструктуры.
Так после введения вышеуказанного требования в 2015-2016 годах увеличились периоды:
- разработки предпроектной документации по достоверности определения сметной стоимости проектно-изыскательских работ раздела "Оценка воздействия на окружающую среду" (далее - ОВОС) объекта капитального строительства социально-культурного назначения (далее - Объект);
- разработки проектной документации раздела ОВОС Объекта;
- сроки согласования места проведения государственной экологической экспертизы на Байкальской природной территории - от 30 до 60 дней;
- сроки рассмотрения проектной документации в государственной экологической экспертизы - от 90 до 120 дней.
В среднем период разработки раздела ОВОС Объектов и получения заключения государственной экологической экспертизы на Байкальской природной территории составляет 150-160 календарных дней, что значительно затягивает сроки проектирования и начала строительства Объектов.
Кроме того государственная экологическая экспертиза предполагает дополнительные финансовые затраты, в частности:
- затраты на экспертные услуги на проверку достоверности определения сметной стоимости проектно-изыскательских работ для подготовки раздела ОВОС Объектов в размере 100 тыс. руб.;
- затраты на проведение проектно-изыскательских работ раздела ОВОС Объектов в размере от 500 тыс. руб. до 1 000 тыс. руб.;
- затраты на размещение в СМИ информации о проведении публичных слушаний по ОВОС намечаемой хозяйственной и иной деятельности в размере до 100 тыс. руб.;
- затраты на проведение государственной экологической экспертизы на Байкальской природной территории Объектов в размере до 350 тыс. руб. в зависимости от сложности проектной документации Объектов.
Таким образом, на Объект необходимо предусматривать дополнительное финансирование в среднем от 800 тыс. руб.
Вышеприведенные обстоятельства влекут за собой снижение инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации, расположенных в пределах Байкальской природной территории, и отрицательную динамику в строительной отрасли.
При этом существенное снижение объемов строительства прогнозируются с 2017 года, когда будут введены все объекты, для которых разрешения на строительство получены до 1 июля 2014 года.
На основании вышеизложенного, в целях обеспечения сбалансированного подхода к решению задач социально-экономического развития Байкальской природной территории и обеспечения ее экологической безопасности, проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предлагается сохранить требование об обязательной государственной экологической экспертизе федерального уровня при строительстве новых хозяйственных объектов, реконструкции действующих хозяйственных объектов в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, а также при строительстве новых хозяйственных объектов, реконструкции действующих хозяйственных объектов, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I или II категории, в буферной экологической зоне и (или) экологической зоне атмосферного влияния Байкальской природной территории.
С этой целью законопроектом предусматриваются соответствующие изменения в Федеральный закон от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", Федеральный закон от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал" и Градостроительный кодекс Российской Федерации.
Сохранение проектной документации вышеперечисленных объектов в качестве объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня обусловлено, прежде всего, тем, что озеро Байкал является уникальной экологической системой Российской Федерации и объектом всемирного природного наследия.
При разработке проектируемых законопроектом норм учитывалось также то обстоятельство, что в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января 2018 года объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня станет проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, на всей территории Российской Федерации. В этой связи законопроектом предлагаются корреспондирующие изменения в Федеральный закон от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал".
Учитывая особый статус Байкальской природной территории, предлагается закрепить аналогичное требование и в отношении объектов, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам II категории, строительство или реконструкцию которых предполагается осуществлять в буферной экологической зоне и (или) экологической зоне атмосферного влияния Байкальской природной территории. К таким объектам, в частности, относятся предприятия по добыче оловянных и титановых руд, производству чугуна и стали, оксида магния, сбору и обработке сточных вод, а также черных металлов.
Вступление предлагаемых законопроектом норм в силу с 1 января 2018 года предложено с целью исключения "маятникового регулирования" рассматриваемых правоотношений, при котором норма права то вводится, то через некоторый период отменяется.
Принятие законопроекта будет способствовать обеспечению сбалансированности решения социально-экономических задач и задач охраны уникальной экологической системы озера Байкал на принципах устойчивого развития (ст. 5 Федерального закона от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал"), восстановлению положительной динамики в строительной отрасли и повышению инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации, расположенных в пределах Байкальской природной территории.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием данного Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не повлечет за собой признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.