Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 114182-7 "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с пунктом 15 Плана действий федеральных органов исполнительной власти, направленных на развитие авиации общего назначения, утвержденного Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым от 10 октября 2013 г. N 6087п-П9, в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов Минтрансу России совместно с Минэнерго России, Минкомсвязи России и Ростехнадзором поручено внести изменения в нормативные правовые акты по установлению обязательной маркировки линий электропередачи и обязательного предоставления информации о них в целях безопасности полетов и для формирования аэронавигационной информации.
В связи с этим разработан проект федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов" (далее - законопроект).
Законопроектом предлагается:
внести дополнения в часть 1 статьи 51 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ в части обязанности лиц, владеющих на праве собственности или ином законном основании зданиями и сооружениями, линиями связи, линиями электропередачи, радиотехническим оборудованием и другими объектами, в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов размещать на указанных объектах за свой счет маркировочные знаки и (или) устройства и предоставлять сведения о размещении данных объектов в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации в порядке, установленном федеральными авиационными правилами;
внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ в части увеличения административных штрафов за отсутствие маркировки объектов, в том числе установление административного штрафа за нарушение порядка предоставления сведений о размещении зданий и сооружений, линий связи, линий электропередачи, радиотехнического оборудования и (или) других объектов в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов; установить, что требования законопроекта распространяются только на вновь строящиеся линии связи и линии электропередачи, а также на существующие линии связи и линии электропередачи при их реконструкции.
При этом критерии и порядок установления сроков (этапности) размещения маркировочных знаков и (или) устройств на указанных объектах будет определяться соответственно Министерством энергетики Российской Федерации и Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Справочно: столкновения с необозначенными препятствиями причиняют ущерб экономическим интересам физических и юридических лиц, принимая во внимание значительную стоимость воздушных судов.
Стоимость зарубежного вертолета Robinson R44 Raven I составляет 30,8 млн. рублей; отечественного Ми-8МТВ-1 - от 283 млн. рублей за воздушное судно.
Сведения Ространснадзора по годам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 6 статьи 11.3 "Невыполнение правил размещения на зданиях, сооружениях, линиях связи, линиях электропередачи, радиотехническом оборудовании или других объектах дневных и ночных маркировочных знаков и устройств, устанавливаемых в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов"
Год |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Количество правонарушений |
1 |
15 |
13 |
28 |
49 |
55 |
В связи с тенденцией ежегодного роста правонарушений в данной области в законопроекте предусматривается увеличение размеров штрафов по данной статье.
Справочно: по заключению Минэнерго России и Минкомсвязи России, размещение маркеров не предусмотрено существующей проектной документацией линий электропередачи и опор, поэтому потребуется реализация отдельного проекта в составе работ по реконструкции (строительству) энергообъектов, не предусмотренного в долгосрочных производственных и инвестиционных программах.
Финансово-экономическое обоснование решений, предлагаемых к принятию проектом федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов"
Установка маркировочных знаков и (или) устройств на новые линии связи и линии электропередачи, а также на существующие линии связи и линии электропередачи при их реконструкции после принятия федерального закона будет осуществляться в соответствии с утвержденными в установленном порядке инвестиционными программами субъектов электроэнергетики и организаций, эксплуатирующих радиотехническое оборудование.
Справочно: по данным субъектов Российской Федерации, общее количество пролетов, отвечающих предлагаемым критериям, составляет 1006 единиц. При интервале SO м (между двумя последующими маркерами или между маркером и опорой) и диаметром маркера 60 см на указанное количество пролетов потребуется 14 000 сферических маркеров.
По предварительной оценке Минэнерго России, при установке маркеров в местах пересечения проекций линий электропередачи с автомобильными дорогами федерального значения потребуется 700 млн. рублей и с водными объектами - 7300 млн. рублей. Общая сумма составит 8000 млн. рублей.
Данная сумма включает обозначение подвесных линий электропередачи сферическими маркерами и проведение соответствующей реконструкции существующих ЛЭП в целях возможности применения указанных маркеров.
По предварительной оценке Минкомсвязи России, затраты на маркировку одной линии связи (с учетом затрат на закупку маркеров, кабеля с большой несущей способностью, демонтаж ранее установленного кабеля, монтаж оборудованного маркерами кабеля, пусконаладочные работы и прочее) составят около 70 тыс. рублей. При этом общие затраты на маркировку подвесных линий связи на территории перечисленных выше федеральных округов составят 966 млн. рублей. Более точные оценки могут быть получены после проведения операторами инвентаризации подвесных линий связи с учетом критериев маркировки, уточнения требований к характеристикам маркеров и проведения конкурсных процедур на закупку маркеров и выполнение работу
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов"
В связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов" потребуется:
1. Принятие приказа Минтранса России "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Размещение на зданиях, сооружениях, линиях связи, линиях электропередачи, радиотехническом оборудовании и других объектах маркировочных знаков и (или) устройств, устанавливаемых в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, и предоставление сведений о размещении данных объектов".
Срок подготовки: в течение 240 дней после принятия федерального закона.
Головной исполнитель: Министерство транспорта Российской Федерации.
Соисполнители: Министерство энергетики Российской Федерации, Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.
2. Признать утратившим силу приказ Росаэронавигации от 28 ноября 2007 г. N 119 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Размещение маркировочных знаков и устройств на зданиях, сооружениях, линиях связи, линиях электропередачи, радиотехническом оборудовании и других объектах, устанавливаемых в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов" (зарегистрировано в Минюсте России 6 декабря 2007 г. регистрационный N 10621).
Срок подготовки: в течение 240 дней после принятия федерального закона.
Головной исполнитель: Министерство транспорта Российской Федерации.
3. Принятие приказа Минэнерго России "Об утверждении технических требований к маркерным устройствам, а также требований к их монтажу, эксплуатации, обслуживанию и испытанию".
Срок подготовки: в течение 240 дней после принятия федерального закона.
Исполнитель: Министерство энергетики Российской Федерации.
4. Принятие приказа Минэнерго России "О критериях и порядке установления сроков (этапности) размещения маркировочных знаков и (или) устройств на вновь строящихся и реконструируемых линиях электропередачи".
Срок подготовки: в течение 240 дней после принятия федерального закона.
Исполнитель: Министерство энергетики Российской Федерации.
5. Принятие приказа Минкомсвязи России "О критериях и порядке установления сроков (этапности) размещения маркировочных знаков и (или) устройств на вновь строящихся и реконструируемых линиях связи".
Срок подготовки: в течение 240 дней после принятия федерального закона.
Исполнитель: Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов"
В связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения, или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.