Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 113578-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения эффективности федерального государственного экологического надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства и усиления ответственности за нарушение установленных экологических требований"
Досье на проект федерального закона
Законопроект разработан во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации от 20 июня 2011 г. N Пр-1742ГС (абзац третий подпункт "г" пункта 2) по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 9 июня 2011 г.
Законопроектом предлагается установить особенности организации и проведения проверок в отношении объектов, при строительстве, реконструкции которых в настоящее время Росприроднадзором должен осуществляться федеральный государственный экологический надзор вне рамок государственного строительного надзора.
Согласно пункту 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) федеральный государственный экологический надзор вне рамок строительного надзора осуществляется при строительстве, реконструкции объектов в исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе, во внутренних морских водах, в территориальном море, на землях особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках на водных объектах.
Государственный экологический надзор при строительстве, реконструкции в отношении указанных объектов осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Положения Закона N 294-ФЗ предусматривают, что государственный надзор осуществляется посредством проведения плановых проверок юридического лица не чаще 1 раза в 3 года, а также внеплановых проверок по следующим основаниям: истечение срока выполнения предписаний об устранении нарушений, поступление информации об угрозе, поручение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, требование прокурора.
Вместе с тем положения Закона N 294-ФЗ не учитывают особенности осуществления строительной деятельности (период строительства объектов может составлять менее года, для строительства конкретного объекта может быть образовано отдельное юридическое лицо, районы строительства, реконструкции объектов, в отношении которых экологический надзор характеризуется удаленностью от мест проживания граждан, труднодоступностью, отсутствием в Росприроднадзоре информации о начале строительства).
Кроме того, пунктом 9 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса предусмотрено, что для принятия решения о выдаче разрешения на ввод вышеупомянутых объектов в эксплуатацию Росприроднадзору необходимо провести проверку в целях подтверждения соответствия построенного объекта требованиям природоохранного законодательства. Вместе с тем Росприроднадзор не имеет оснований для проведения соответствующей проверки.
Таким образом, Росприроднадзор обладает законодательно установленными полномочиями по осуществлению государственного экологического надзора при строительстве, реконструкции соответствующих объектов, но не может их реализовать ввиду отсутствия порядка организации и проведения проверок, учитывающего особенности проведения контрольных мероприятий при строительстве.
В связи с этим законопроектом предусматривается установление особенностей организации и проведения проверок, аналогичных установленным законодательством о градостроительной деятельности в отношении государственного строительного надзора, а именно:
проверки проводятся без формирования ежегодного плана проведения плановых проверок;
проверки проводятся на основании поступивших в Росприроднадзор извещений о сроках начала и окончания строительства, об устранении нарушений и о фактическом окончании строительства;
основанием для проведения проверки также является программа проверок, разрабатываемая Росприроднадзором;
установление обязанности застройщика или технического заказчика о направлении извещения о начале строительства в Росприроднадзор.
Программа проверок соблюдения экологических требований при строительстве, реконструкции будет формироваться в зависимости от:
завершения выполнения определенного этапа работ (например, реализация технических решений по очистке сточных вод, по охране атмосферного воздуха, выполнение мероприятий по рекультивации загрязненных земель и т.п.);
проведения определенных этапов строительных работ, в период которых происходит наибольшее воздействие на окружающую среду (например, образовывается наибольший за период строительства объем отходов и т.п.).
В рамках решения задачи по усилению ответственности за нарушение установленных экологических требований законопроектом предполагается внести изменение в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
В связи с отсутствием специальной части в статье 19.5 КоАП, определяющей размер штрафных санкций за невыполнение в установленный срок законного предписания Росприроднадзора об устранении нарушений законодательства, Росприроднадзор применяет часть 1 статьи 19.5 КоАП, являющейся общей для всех органов, осуществляющих государственный надзор (контроль).
Низкие размеры штрафов, предусмотренные частью 1 ст. 19.5 КоАП (например, для юридических лиц штраф составляет от 10 до 20 тыс. рублей), не способствуют надлежащему исполнению природопользователями предписаний Росприроднадзора.
Законопроектом предлагается дополнить статью 19.5 КоАП новыми частями, устанавливающими ответственность за невыполнение законного предписания Росприроднадзора с размерами штрафных санкций, соразмерных с соответствующими санкциями статей КоАП, по которым было выдано указанное предписание.
Законопроектом предусматривается установление дифференцированных размеров административных штрафов за невыполнение предписаний Росприроднадзора по составам административных правонарушений (от 50 тыс. рублей до 1 млн. рублей).
Учитывая, что пунктом 6 части 1 статьи 22.1 КоАП дела об административных правонарушениях рассматриваются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные им полномочия в области федерального государственного надзора, законопроектом также предусматривается усиление административной ответственности за невыполнение предписания уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Кроме того, законопроектом предусматривается наделение полномочиями органов государственного строительного надзора по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.1, 8.2, 8.4, 8.21, 8.41 КоАП, при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, в отношении которых предусмотрено осуществление государственного экологического надзора в рамках государственного строительного надзора.
Таким образом, принятие указанных изменений позволит повысить эффективность мер, направленных на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований природоохранного законодательства при строительстве, реконструкции объектов, и ответственность природопользователей за надлежащее исполнение ранее выданных предписаний.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения эффективности федерального государственного экологического надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства и усиления ответственности за нарушение установленных экологических требований"
Принятие и реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения эффективности федерального государственного экологического надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства и усиления ответственности за нарушение установленных экологических требований" будет осуществляться в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центральных аппаратов и территориальных органов заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на выполнение установленных функций на соответствующий финансовый год и плановый период.
Перечень федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения эффективности федерального государственного экологического надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства и усиления ответственности за нарушение установленных экологических требований"
Принятие законопроекта "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения эффективности федерального государственного экологического надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства и усиления ответственности за нарушение установленных экологических требований" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения эффективности федерального государственного экологического надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства и усиления ответственности за нарушение установленных экологических требований"
Принятие законопроекта "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения эффективности федерального государственного экологического надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства и усиления ответственности за нарушение установленных экологических требований" потребует принятия:
1. Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Обоснование необходимости подготовки указанного нормативного проекта правового акта:
установление в законопроекте нормы о том, что, по итогам проверки, проведенной на основании поступившего от лица, осуществляющего строительство объекта капитального строительства, извещения об окончании строительства, органом федерального государственного экологического надзора (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление федерального государственного экологического надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства) выдается заключение в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
установление в законопроекте нормы о том, что перечень документов, направляемых в Росприроднадзор с извещением о начале строительства, реконструкции объекта капитального строительства, определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Изложение предполагаемых правовых предписаний:
внести изменение в Положение о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 400, закрепив за Росприроднадзором полномочия по выдаче заключения органа федерального государственного экологического надзора по итогам проверки, проведенной на основании поступившего от лица, осуществляющего строительство, извещения об окончании строительства;
внести изменение в Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 404, закрепив за Минприроды России полномочия по установлению порядка выдачи заключения органа федерального государственного экологического надзора и его формы, а также перечня документов, направляемых в Росприроднадзор с извещением о начале строительства, реконструкции объекта капитального строительства.
Сроки подготовки - 8 месяцев со дня опубликования федерального закона.
Ответственные исполнители - Минприроды России, Росприроднадзор.
2. Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменения в Положение о федеральном государственном экологическом надзоре".
Обоснование необходимости подготовки указанного проекта нормативного правового акта:
установление в законопроекте особенностей организации и проведения проверок при осуществлении федерального государственного экологического надзора при строительстве, реконструкции объектов в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, на искусственных земельных участках на водных объектах.
Изложение предполагаемых правовых предписаний:
внести изменение в Положение о федеральном государственном экологическом надзоре, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2014 г. N 426, в части учета особенностей организации и проведения проверок при строительстве, реконструкции объектов (за исключением объектов обороны и безопасности) в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, на искусственных земельных участках на водных объектах.
Сроки подготовки - 8 месяцев со дня опубликования федерального закона.
Ответственные исполнители - Минприроды России, Росприроднадзор, Минэнерго России.
3. Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации "Об утверждении порядка выдачи заключения органа федерального государственного экологического надзора и его формы".
Обоснование необходимости подготовки:
установление в законопроекте нормы о том, что порядок выдачи заключения органа федерального государственного экологического надзора и его форма устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Изложение предполагаемых правовых предписаний:
установление порядка выдачи заключения органа федерального государственного экологического надзора и утверждение его формы.
Сроки подготовки - 8 месяцев со дня опубликования федерального закона.
Ответственные исполнители - Минприроды России, Росприроднадзор.
4. Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации "Об утверждении перечня документов, направляемых в уполномоченный на осуществление федерального государственного экологического надзора федеральный орган исполнительной власти с извещением о начале строительства, реконструкции объекта капитального строительства".
Обоснование необходимости подготовки:
установление в законопроекте нормы о том, что перечень документов, направляемых в Росприроднадзор с извещением о начале строительства, реконструкции объекта капитального строительства, определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Изложение предполагаемых правовых предписаний:
установление перечня документов, направляемых в Росприроднадзор с извещением о начале строительства, реконструкции объекта капитального строительства.
Сроки подготовки - 8 месяцев со дня опубликования федерального закона.
Ответственные исполнители - Минприроды России, Росприроднадзор.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.