Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по образованию
на проект федерального закона N 837675-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
(о введении понятия трудовое воспитание)
внесен Государственным Собранием - Эл Курултай Республики Алтай
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по образованию рассмотрел проект федерального закона N 819951-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в статьи 64 и 66 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) в части содержания дошкольного и общего образования, закрепив в них понятие "трудовая деятельность".
Также законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон новой статьей 87.1, закрепляющей понятие "трудовое воспитание" и устанавливающей основные виды детской трудовой деятельности.
По мнению авторов законопроекта, трудовая деятельность является важнейшим средством воспитания, обеспечивающим самовоспитание и саморазвитие детей и подростков.
Трудовое воспитание обеспечивает передачу обучающимся общетрудовых знаний, умений и навыков, способствует развитию творческого практического мышления, психологической готовности к труду, ответственному отношению к процессу и результатам труда, подготовке к сознательному выбору профессии.
Предлагаемые законопроектом изменения позволят, по мнению разработчиков, создать правовые условия, обеспечивающие внедрение трудового воспитания в образовательный процесс.
Комитет обращает внимание на то, что статьей 12 Федерального закона установлено, что содержание образования определяется образовательными программами, которые самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.
Комитет считает необходимым отметить, что трудовое воспитание является частью всего процесса обучения и воспитания на всех ступенях освоения общеобразовательных программ, которое осуществляется в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) или иных дополнительных образовательных программ.
ФГОС определяют, в частности, что программы воспитания и социализации обучающихся должны быть построены на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество.
Указанные программы должны быть направлены на формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учетом потребностей рынка труда.
Комитет подчеркивает, что согласно требованиям ФГОС, программы воспитания и социализации должны обеспечить:
формирование у обучающихся мотивации к труду, потребности к приобретению профессии;
овладение способами и приемами поиска информации, связанной с профессиональным образованием и профессиональной деятельностью, поиском вакансий на рынке труда и работой служб занятости населения;
развитие собственных представлений о перспективах своего профессионального образования и будущей профессиональной деятельности;
приобретение практического опыта, соответствующего интересам и способностям обучающихся;
создание условий для профессиональной ориентации обучающихся через систему работы педагогов, психологов, социальных педагогов; сотрудничество с базовыми предприятиями, профессиональными образовательными организациями, образовательными организациями высшего образования, центрами профориентационной работы; совместную деятельность обучающихся с родителями (законными представителями);
информирование обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности, социальных и финансовых составляющих различных профессий, особенностях местного, регионального, российского и международного спроса на различные виды трудовой деятельности;
использование средств психолого-педагогической поддержки обучающихся и развитие консультационной помощи в их профессиональной ориентации, включающей диагностику профессиональных склонностей и профессионального потенциала обучающихся, их способностей и компетенций, необходимых для продолжения образования и выбора профессии (в том числе компьютерного профессионального тестирования и тренинга в специализированных центрах).
Кроме того, в соответствии с ФГОС одним из направлений внеурочной деятельности является социальное направление. Формы организации данного направления внеурочной деятельности могут быть разные: поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и другие формы на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений. Таким образом, в ходе учебной и внеурочной деятельности решается задача по трудовому воспитанию учащихся.
Комитет обращает внимание на то, что пунктом 2 статьи 2 Федерального закона основное понятие "воспитание" определено как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Указанная норма находит свою конкретизацию в иных нормативных правовых актах.
В частности, Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года N 996-р, определяет, что развитие воспитания в системе образования предполагает:
содействие разработке и реализации программ воспитания обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, которые направлены на повышение уважения детей друг к другу, к семье и родителям, учителю, старшим поколениям, а также на подготовку личности к семейной и общественной жизни, трудовой деятельности;
развитие форм включения детей в интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно полезную, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую деятельность, в том числе на основе использования потенциала системы дополнительного образования детей и других организаций сферы физической культуры и спорта, культуры.
Стратегия развития воспитания указывает, что трудовое воспитание и профессиональное самоопределение реализуется посредством:
воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;
формирования у детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;
развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.
Кроме того, предлагаемая авторами законопроекта классификация основных видов трудовой деятельности является весьма условной. В пояснительной записке не приводятся данные о предпосылках именно к такому делению, а также не отражено, проработана ли данная классификация с научным сообществом.
Комитет обращает внимание на то, что в соответствии с частью 4 статьи 34 Федерального закона, привлечение обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.
Комитет считает необходимым обратить внимание авторов законопроекта на необходимость соотнесения предлагаемого определения трудового воспитания и основных видов детской трудовой деятельности, используемых в процессе трудового воспитания, с вышеуказанной статьей Федерального закона, а также положениями трудового законодательства.
Комитет разделяет позицию авторов законопроекта о значимости темы трудового воспитания, что убедительно проявилось в процессе его предварительного рассмотрения.
На представленный законопроект поступили отзывы от:
- 43 законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации - 34 положительных, 9 отрицательных;
- 49 высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации - 25 положительных, 24отрицательных.
В целом, законопроект поддержали 18 субъектов Российской Федерации, не поддержали - 6.
Правительство Российской Федерации дало отрицательное заключение на представленный законопроект.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы полагает, что законопроект нуждается в доработке.
Учитывая изложенное и в соответствии с пунктом "а" части 6 статьи 112 Регламента Государственной Думы Комитет считает необходимым предложить авторам изменить текст законопроекта и направить текст законопроекта и материалы к нему на имя Председателя Государственной Думы.
Председатель Комитета |
В.А. Никонов |
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.