Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 825191-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам рассмотрел проект федерального закона N 825191-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (об установлении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального, местного значения транспортными средствами, имеющими максимальную массу свыше 12 тонн), внесенный Законодательным Собранием Калужской области, депутатом Государственной Думы В.Ф. Шредером, и отмечает.
Законопроектом предлагается создать правовую основу для распространения взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, на автомобильные дороги общего пользования регионального или межмуниципального и местного значения.
С этой целью вносятся изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", касающиеся установления платы. Размер платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам регионального или межмуниципального и местного значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, а также порядок ее взимания предлагается устанавливать высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления.
В соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 68-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" положения, предусматривающие взимание платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, вступили в силу с 15 ноября 2015 года.
Размер и правила взимания платы установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2013 г. N 504 "О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн".
В соответствии с постановлением взимание платы осуществляется при условии заключения оператором с владельцем транспортного средства договора об оказании услуг по расчету платы и обеспечению перечисления ее в федеральный бюджет на основании сведений о транспортном средстве; предусматривается предоставление владельцу транспортного средства на безвозмездной основе бортового устройства на период проезда, которое позволяет при помощи технологий спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS определять маршрут движения транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения. Введено понятие "системы взимания платы", которая представляет собой совокупность технически и технологически связанных объектов, обеспечивающих для целей взимания платы сбор, обработку, хранение и передачу в автоматическом режиме данных о движении транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.
В связи со сложностью подготовки указанной системы срок вступления в силу соответствующих норм неоднократно переносился (с 1 января 2013 года на 1 ноября 2014 года, а затем на 15 ноября 2015 года).
По мнению Комитета по бюджету и налогам введение системы взимания платы за проезд по региональным и местным автомобильным дорогам общего пользования целесообразно только после отработки системы взимания платы на федеральных автомобильных трассах и проведения анализа ее экономической эффективности.
В случае введения систем взимания платы в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях потребуются дополнительные финансовые ресурсы, возникнут дополнительные расходы у региональных перевозчиков, что осложнит всю социально-экономическую ситуацию в регионах. В финансово-экономическом обосновании к законопроекту отсутствует оценка финансовых средств, необходимых для обеспечения сложной системы взимания платы.
Необходимо также отметить, что в соответствии со статьей 23.3 КоАП контроль в части привлечения к административной ответственности, в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи, возлагается на ГИБДД МВД России. В связи с этим может возникнуть неопределенность в отношении порядка взаимодействия владельца транспортного средства с соответствующими "системами взимания платы" в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, а также при взаимодействии систем при осуществлении контроля за внесением платы владельцем транспортного средства. Кроме того, новые обязанности ГИБДД потребуют дополнительного бюджетного обеспечения из федерального бюджета.
Комитет отмечает, что Законодательным Собранием Калужской области 27 декабря 2013 года был внесен проект федерального закона N 419178-6 "О внесении изменений в главу 5 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и статью 12.21.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (о введении платы за проезд транспортного средства разрешенной массой свыше 12 тонн), в котором содержались нормы, полностью совпадающие с нормами рассматриваемого законопроекта.
Проект федерального закона N 419178-6 был отклонен Государственной Думой 27 января 2015 года, а 27 июня 2015 года Законодательным Собранием Калужской области был внесен настоящий законопроект.
Законопроектом вносятся изменения в Федеральный закон N 68-ФЗ, устанавливающие соответствующие изменения Бюджетного кодекса, КоАП, Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", уже вступившие в силу с 15 ноября 2015 года, вследствие чего проектируемые положения являются юридически некорректными и требуют внесения соответствующих изменений в действующие нормы указанных нормативных правовых актов.
Кроме того напоминаем, что в соответствии со статьей 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации внесение изменений в Бюджетный кодекс осуществляются отдельными федеральными законами и не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих другие законодательные акты.
С учетом изложенного Комитет по бюджету и налогам не поддерживает проект федерального закона N 825191-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и предлагает отклонить его в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.