Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 819077-6 "О внесении изменений в статью 93.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (в части расширения перечня законодательных и иных правовых актов, которыми могут устанавливаться условия реструктуризации обязательств (задолженности) по бюджетному кредиту)
Досье на проект федерального закона
Комитет по бюджету и налогам рассмотрел проект федерального закона N 819077-6 "О внесении изменений в статью 93.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации", внесенный членом Совета Федерации Е.В. Афанасьевой, депутатами Государственной Думы А.А. Ищенко, С.Г. Каргиновым, И.К. Сухаревым, А.Н. Диденко, А.Б. Курдюмовым, С.В. Марининым, И.Н. Абрамовым, А.С. Сикорским, С.В. Журавлевым, И.Ю. Дроздовым.
Законопроект предусматривает внесение изменений в статью 93.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, направленных на расширение перечня законодательных и иных правовых актов, устанавливающих условия реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам.
На основании пункта 10 статьи 93.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации условия реструктуризации обязательств (задолженности) по бюджетному кредиту устанавливаются соответствующими законами (решениями) о бюджете и принятыми в соответствии с ними актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации муниципального образования соответственно, которыми также определяется порядок проведения реструктуризации обязательств (задолженности) по бюджетному кредиту.
В соответствии с положениями части 5 статьи 16 Федерального закона от 1 декабря 2014 года "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" N 384-ФЗ Правительством в 2015 году была проведена реструктуризация целевых бюджетных кредитов, предоставленных бюджетам субъектов для строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования (за исключением автомобильных дорог федерального значения), и (или) по бюджетным кредитам, предоставленным бюджетам субъектов в 2013 - 2014 годах для финансового обеспечения мероприятий по подготовке к проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и на строительство трассы для проведения шоссейно-кольцевых автомобильных гонок серии "Формула-1" в Имеретинской низменности.
Комитет по бюджету и налогам отмечает, что в соответствии со статьями 94, 95, 96 Бюджетного кодекса в составе источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета учитывается разница между средствами, полученными от возврата бюджетных кредитов, и суммой вновь предоставленных бюджетных кредитов.
Поскольку размер и источники финансирования дефицита бюджета утверждаются соответственно федеральным законом о федеральном бюджете, законами субъектов - о бюджете субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований - о местном бюджете, то принятие решения о реструктуризации, должно учитываться в законах (решениях) о соответствующих бюджетах.
В части 6 статьи 16 указанного Федерального закона установлено, что дополнительные условия и порядок проведения реструктуризации указанных в части 5 статьи 16 обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
По данным Минфина России в 2015 году было погашено бюджетных кредитов на сумму 163,0 млрд. рублей, бюджетные кредиты на сумму 90,4 млрд. рублей были реструктурированы. Срок погашения кредитов продлен на 20 лет, первые десять лет платится только процент (0,1), а вторые десять лет выплачивается сам долг.
Аналогично статьей 16 Федерального закона от 14 декабря 2015 года N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год" установлены условия погашения задолженности по бюджетным кредитам в текущем году.
По мнению Комитета вопросы предоставления, возврата, а также реструктуризации обязательств (задолженности) по бюджетным кредитам урегулированы статьями 93.2 и 93.3 Бюджетного кодекса, законами (решениями) о бюджете и принятыми в соответствии с ними правовыми актами.
Предлагаемое в законопроекте расширение перечня законодательных и иных правовых актов, которыми могут устанавливаться условия реструктуризации, может привести к рискам неисполнения принятых расходных обязательств и к несбалансированности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации и Счетная палата Российской Федерации не поддерживает законопроект.
Представленный законопроект является "пакетным" по отношению к проекту федерального закона N 819066-6 "О прекращении задолженности субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам", которым предусматривается списание задолженности субъектов перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам по состоянию на первое января 2015 года.
С учетом изложенного Комитет по бюджету и налогам не поддерживает проект федерального закона N 819077-6 "О внесении изменений в статью 93.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации" и предлагает отклонить его в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.