Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 825205-6 "О внесении изменений в статьи 23 и 80 части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (в части уточнения порядка применения льгот по региональным и местным налогам),
внесенному Самарской Губернской Думой
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 825205-6 "О внесении изменений в статьи 23 и 80 части первой Налогового кодекса Российской Федерации", Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в статьи 23 и 80 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) в части установления обязанности представления в налоговые органы и их должностным лицам документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в случаях и в порядке, которые предусмотрены не только Кодексом, но и региональными законами, муниципальными нормативными правовыми актами.
Согласно пояснительной записке, предлагаемое изменение обосновывается необходимостью согласования изменяемых норм со статьей 12 Налогового кодекса, которой законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации и представительным органам муниципальных образований предоставлено право устанавливать по региональным и местным налогам налоговые льготы, основания и порядок их применения.
Следует отметить, что в соответствии с положениями статьи 21 Налогового кодекса налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. При этом в случае установления в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях требований к документам, представляемым в подтверждение права на применение соответствующей налоговой льготы, таковые могут быть закреплены в соответствующих нормативных правовых актах.
При этом действующая редакция подпункта 6 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса, устанавливающая обязанность налогоплательщиков представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, никоим образом не препятствует реализации не только права субъектов Российской Федерации устанавливать основания и порядок предоставления льгот по региональным и местным налогам, но и возможностей налоговых органов в части осуществления контроля за правильностью применения таких налоговых льгот. Так в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса налоговым органам предоставлено право требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Таким образом, у налоговых органов и в рамках действующего правового регулирования имеется право требовать документы, предусмотренные не только Налоговым кодексом, но и иными актами законодательства о налогах и сборах.
В отношении предлагаемых законопроектом изменений в пункт 3 статьи 80 Налогового кодекса представляется, что действующая редакция соответствующей нормы не ограничивает право налогоплательщика представлять в налоговый орган документы, подтверждающие право на получение льгот по региональным и местным налогам, как в виде приложения к налоговой декларации, так и в иных установленных соответствующими нормативными правовыми актами формах.
Кроме того, информация, свидетельствующая о наличии каких-либо проблем в применении соответствующих норм Налогового кодекса на практике в разработчиками законопроекта не представлена.
Приведенная в пояснительной записке ссылка на положительную оценку Комитета по бюджету и налогам по результатам предварительной экспертизы данного законопроекта некорректна, учитывая, что объектом экспертизы являлся иной по наименованию и составу законопроект ("О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации").
Учитывая изложенное, Комитет рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 825205-6 "О внесении изменений в статьи 23 и 80 части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.