Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
на проект федерального закона N 954756-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях введения административной ответственности за жестокое обращение с животными",
внесенный депутатами Государственной Думы О.А. Лебедевым, В.Ю. Максимовым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев представленную законодательную инициативу, отмечает следующее.
Законопроектом предлагается дополнить главу 20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) новой статьей 20.34, предусматривающей административную ответственность за жестокое обращение с животными.
Также законопроектом предлагается ввести квалифицирующий признак повторности за совершение вышеуказанных действий в отношении двух и более животных.
В отдельный состав предлагается выделить действия, совершенные в отношении содержащихся в полувольных условиях и (или) искусственно созданной среде обитания особо ценных диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу и (или) охраняемым международным договором Российской Федерации.
Разделяя обеспокоенность авторов проблемами правового регулирования отношений по содержанию и охране животных, в рамках представленной законодательной инициативы следует обратить внимание на ряд замечаний.
В тексте законопроекта употребляются такие термины как "жестокое обращение с животными", "полувольные условия", "искусственно созданная среда обитания". Однако в федеральном законодательстве определение таких понятий отсутствует. При этом следует иметь в виду, что определение содержания понятий функцией правоохранительной нормы не является.
Таким образом, представляется, что в целях точного определения значения указанных терминов и недопущения разночтения целесообразно их закрепление в нормах базовых федеральных законов.
Также следует обратить внимание, что в представленной редакции части 1 проектируемой статьи 20.34 жестокое обращение с животными составляют действия, повлекшие гибель животного или причинение ему увечий. При этом ограничение доступа животного к воде, пище и ограничение двигательной активности жестоким обращением не является.
Полагаем, что представленная редакция диспозиции проектируемой статьи требует дополнительного обсуждения.
Отмечаем, что ответственность за жестокое обращение с животными в действующем законодательстве предусмотрена статьей 245 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ).
При этом введение административной ответственности за указанное противоправное деяние не может предшествовать признанию статьи 245 УК РФ утратившей силу.
Таким образом, установление административной ответственности за жестокое обращение с животными приведет к конкуренции правовых норм, создаст сложности в правоприменительной практике в силу отсутствия конкретизации составов административных правонарушений при их отграничении от уголовно-наказуемых деяний.
Кроме того, широкие возможности субъективного усмотрения правоприменителя при решении вопроса о привлечении виновного лица к административной либо уголовной ответственности могут привести к росту коррупционных проявлений и нарушению принципа законности.
Помимо изложенного, обращаем внимание, что в правоприменительной практике могут возникнуть сложности с доказыванием факта причинение вреда, повлекшего гибель животного или причинение ему увечий, в связи с отсутствием четкого критерия и установленных требований относительно применения процедуры доказывания. В частности, необходимо четкое законодательное регулирование способов определения момента наступления негативных для жизни и здоровья животного последствий, а также определение органа или должностного лица, уполномоченного на совершение таких действий.
Вместе с тем, полномочиями в области обращения с животными, в том числе функциями по контролю и надзору в сфере обращения с животными, в настоящее время ни один орган исполнительной власти не наделен.
В части, касающейся установления административной ответственности за жестокое обращение с животными, совершенными в отношении содержащихся в полувольных условиях и (или) принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу, отмечаем следующее.
Кодекс уже содержит статью 8.35 "Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений", предусматривающую административную ответственность за уничтожение редких и исчезающих животных, а также за действия (бездействие), которые могут привести к их гибели.
Кроме того, в части 3 проектируемой статьи 20.34 законопроекта авторами предлагается установить размер административного штрафа для граждан и должностных лиц в размере, превышающим установленные для данной категории субъектов административных правонарушений в общем порядке. Однако авторами законодательной инициативы внесение соответствующих изменений в статью 3.5 Кодекса не предлагается.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует субъекту права законодательной инициативы доработать текст законопроекта в соответствии с пунктом "а" части 6 статьи 112 Регламента Государственной Думы с учетом высказанных замечаний и предложений.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.