Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 115337-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект) подготовлен Госкорпорацией "Росатом" в инициативном порядке в целях реализации Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Госкорпорация "Росатом" согласно части 3.2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьи 7 Федерального закона "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" осуществляет федеральный государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции объектов федеральных ядерных организаций.
Правительством Российской Федерации определен порядок осуществления государственного строительного надзора (постановление Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации"). В соответствии с установленным порядком должностные лица органов государственного строительного надзора при проведении проверок осуществляют в том числе следующие полномочия:
составляют по результатам проведенных проверок акты, на основании которых дают предписания об устранении выявленных нарушений;
составляют протоколы об административных правонарушениях и (или) рассматривают дела об административных правонарушениях, применяют меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
При осуществлении государственного строительного надзора должностные лица Госкорпорации "Росатом" выдают нарушителю предписание об устранении допущенных им нарушений.
Иных мер воздействия на лиц, допустивших нарушения при строительстве и реконструкции объектов федеральных ядерных организаций нет, так как действующая редакция Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предоставляет должностным лицам Госкорпорации "Росатом" при осуществлении государственного строительного надзора права осуществлять полномочия органов государственного строительного надзора в части производства по делам об административных правонарушениях.
В целях согласованности указанных выше законодательных и нормативных правовых актов и синхронизации полномочий должностных лиц Госкорпорации "Росатом" с полномочиями должностных лиц органов, осуществляющих государственный строительный надзор, законопроектом предусматривается:
внесение изменений в статьи 9.5, 19.4, 19.4.1, 19.5 и 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающих ответственность за невыполнение требований законодательства Российской Федерации, неповиновение и невыполнение законных распоряжений или требований должностных лиц Госкорпорации "Росатом";
наделение должностных лиц Госкорпорации "Росатом" полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, которые аналогичны полномочиям должностных лиц органов, осуществляющих государственный строительный надзор.
Предлагаемые пунктами 2, 3, подпунктом "а" пункта 4 и пунктом 5 законопроекта изменения, предусматривающие изменения в статьи 19.4, 19.4.1, 19.5 и 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направлены на конкретизацию полномочий должностных лиц Госкорпорации "Росатом" при осуществлении ими государственного строительного надзора при строительстве и реконструкции объектов федеральных ядерных организаций, в связи с тем, что действующая редакция Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предоставляет должностным лицам Государственной корпорации "Росатом" таких прав.
Следует отметить, что должностные лица Госкорпорации "Росатом" наделены полномочиями по осуществлению надзора за предпринимательской деятельностью без специального разрешения (лицензии) и для их реализации в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уже включены соответствующие полномочия.
Предлагаемое пунктом 6 законопроекта отнесение полномочий по рассмотрению указанных в данном пункте дел об административных правонарушениях к компетенции судей соответствует установленной в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях подведомственности дел и природе административной ответственности.
Изменения, вносимые законопроектом в статью 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривают, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.3, 8.1, 9.4, 9.5, 9.5.1, частью 3 статьи 9.16, статьей 14.44, частью 6 статьи 19.5, частями 1 - 6.1 и 8 статьи 20.4 настоящего Кодекса, рассматриваются судьями, если дело о таком административном правонарушении возбуждено должностным лицом Госкорпорации "Росатом".
Согласно данным, представленным в публичных отчётах о деятельности Ростехнадзора за 2014 и 2015 годы, при осуществлении государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции на объектах капитального строительства: на 13710 объектах наложено 4120 административных наказаний в 2014 году; на 15194 объектах (из них 12953 объекта строительства, 2241 объект реконструкции) наложено 4212 административных наказания (в том числе 3944 административных штрафа, 249 предупреждений, 19 административных приостановлений деятельности). За первое полугодие 2016 года, количество дел, переданных Ростехнадзором на рассмотрение судьям, составило порядка 20 дел (по информации с сайта "Судебные и нормативные акты РФ").
Принимая во внимание количество строящихся объектов в России, государственный строительный надзор по которым осуществляет Госкорпорация "Росатом" (80 объектов в 6 субъектах Российской Федерации) и статистические данные, представленные в публичных отчётах, прогнозируемое количество дел об административных правонарушениях, которые могут быть переданы Госкорпорацией "Росатом" на рассмотрение судей, составит не более 50 дел в год.
В связи с изложенным, предлагаемые законопроектом изменения, не потребуют изменения установленной численности судей и работников их аппаратов и реализуются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете, бюджетах субъектов Российской Федерации на их содержание, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Госкорпорации "Росатом" в федеральном бюджете на обеспечение выполнения установленных функций.
Законопроект в соответствии с Правилами проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318, с 3 марта 2016 г. по 1 апреля 2016 г. в целях организации публичного обсуждения был размещен на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Предложений по итогам публичного обсуждения не поступало. Также с 3 марта 2016 г. по 1 апреля 2016 г. законопроект был размещен с целью обеспечения проведения независимой антикоррупционной экспертизы на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Замечаний и предложений экспертов не поступало.
Законопроект согласован в установленном порядке Минэкономразвития России (Фомичевым О.В.), Минобороны России (Герасимовым В.В.), Ростехнадзором (Ферапонтовым А.В.) и Минфином России (Горниным Л.В.).
На законопроект получены заключения Минюста России (Аристова Д.В.), Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации (Габова А.В.) и Минэкономразвития России об оценке регулирующего воздействия.
Законопроект доработан с учетом редакционных замечаний Государственно-правового управления Президента Российской Федерации. Наименование и текст законопроекта соответствуют принятым правилам юридической техники.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация будущего федерального закона не повлечет за собой изменений финансовых обязательств государства и не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Принятие законопроекта не влечет изменения объема полномочий и (или) компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления.
Положения законопроекта не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации законопроекты аналогичного содержания отсутствуют.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Влияние положений проекта федерального закона на достижение целей государственных программ Российской Федерации отсутствует.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации,Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и Госкорпорации "Росатом", подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" потребует разработки приказа Госкорпорации "Росатом" "Об утверждении Перечня должностных лиц Госкорпорации "Росатом", имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях при осуществлении федерального государственного строительного надзора при строительстве и реконструкции объектов федеральных ядерных организаций".
Обоснование необходимости подготовки приказа Госкорпорации "Росатом" - пункт 7 проекта федерального закона.
Примерный срок подготовки приказа Госкорпорации "Росатом" - 4 месяца с даты принятия Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации законопроекта во втором чтении.
Краткое описание приказа Госкорпорации "Росатом" - утвержденный перечень должностных лиц Госкорпорации "Росатом", имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.3, 8.1, 9.4, 9.5, 9.5.1, частью 3 статьи 9.16, статьей 14.44, частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частями 6 и 15 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, частью 1 статьи 19.26, статьей 19.33, частями 1 - 6.1, 8 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при осуществлении федерального государственного строительного надзора при строительстве и реконструкции объектов федеральных ядерных организаций.
Ответственный исполнитель - Госкорпорация "Росатом".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.