Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 120505-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей реновации жилищного фонда в столице Российской Федерации - городе федерального значения Москве"
Досье на проект федерального закона
Одним из основных приоритетов градостроительной и жилищной политики, проводимой Правительством Москвы, было и остается обеспечение граждан комфортным и современным жильем, обновление жилищного фонда в городе Москве.
Правительством Москвы завершается выполнение в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 6 июля 1999 года N 608 программы комплексной реконструкции районов пятиэтажной застройки первого периода индустриального домостроения.
С начала ее реализации в 1999 году в указанную программу было включено 1 722 многоквартирных дома сносимых серий общей площадью 6,5 миллиона квадратных метров. Из них снесен 1 651 многоквартирный дом площадью 6 миллионов квадратных метров.
Всего в рамках программы было переселено более 160 тысяч семей.
Вместе с тем в Москве остается значительный объем морально и физически устаревшего жилищного фонда, требующего срочного обновления. В состав такого жилищного фонда входят многоквартирные дома, возведенные в первый период индустриального домостроения, иные многоквартирные дома, приравненные к ним. Общая площадь таких многоквартирных домов составляет более 25 миллионов квадратных метров, в которых проживает около 1,6 миллионов граждан.
Вопрос обновления указанного жилищного фонда был затронут во время встречи Президента Российской Федерации В.В. Путина с Мэром Москвы С.С. Собяниным, состоявшейся 16 февраля 2017 года, по итогам которой Президент Российской Федерации В.В. Путин поддержал проект реновации жилищного фонда в городе Москве.
Вместе с тем реализовать новую, гораздо более масштабную программу реновации жилищного фонда в городе Москве без внесения отдельных изменений в законодательство Российской Федерации не представляется возможным.
Реновация сложившейся застройки возможна исключительно с использованием двух предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации механизмов: развитие застроенных территорий и комплексное развитие территории. Однако использование указанных инструментов не позволяет эффективно реализовать программу реновации жилищного фонда. Применение механизмов развития застроенных территорий крайне ограничено в связи с максимально узким перечнем объектов, попадающих под его действие. Комплексное развитие территории в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации применимо, скорее, к промышленным, а не к жилым районам, предполагает возможность развития территории силами правообладателей таких объектов недвижимости. Широкое использование этого инструмента без учета указанных особенностей может привести к нарушению прав граждан.
Применение при реновации жилищного фонда правовых механизмов переселения из аварийного жилья невозможно к тем домам, которые морально и физически устарели, являются ветхими, но формально не соответствуют установленным законодательством Российской Федерации объективным технологическим критериям аварийности и не могут быть признаны аварийными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Кроме того, на законодательном уровне отсутствует необходимое правовое регулирование вопросов переселения граждан из сносимых многоквартирных домов. Использование механизмов развития застроенных территорий, комплексного развития территории, расселения аварийного жилья предусматривает только изъятие недвижимости, которое не приемлемо с учетом масштабов программы реновации и социальных последствий.
Процесс подготовки территории, проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию многоквартирных домов в соответствии с действующим законодательством, нормами и правилами составляет в среднем около 3,5 лет. При этом приемлемый срок строительства при реновации жилой застройки в границах кварталов и районов и "волновом" переселении граждан не должен значительно превышать двух лет.
В связи с изложенным был подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей реновации жилищного фонда в столице Российской Федерации - городе федерального значения Москве" (далее - законопроект), основными задачами которого являются создание прозрачных правил при реализации проекта реновации жилищного фонда в городе Москве, обеспечение жилищных прав граждан при их переселении и максимальное сокращение сроков строительства нового жилищного фонда взамен старых пятиэтажек.
Положения законопроекта подлежат применению исключительно к отношениям, возникающим в связи с реновацией жилищного фонда в столице Российской Федерации - городе федерального значения Москве (далее - город Москва), в том числе при принятии решения о реновации жилищного фонда в Москве, при подготовке и утверждении документации по планировке территории, при образовании и предоставлении земельных участков, при установлении сервитутов для размещения линейных объектов инженерной инфраструктуры, при выполнении инженерных изысканий, архитектурно-строительном проектировании, при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, переселении граждан из подлежащих сносу многоквартирных домов, выводе многоквартирных домов из эксплуатации, их сносе.
Реновация жилищного фонда в городе Москве будет осуществляться на основании соответствующей программы и принимаемых в целях ее исполнения решений о реновации жилищного фонда. При этом Правительством Москвы будет установлен специальный порядок выявления и учета мнения населения по вопросам реализации программы реновации.
При этом программой реновации жилищного фонда в городе Москве (далее - программа) будут определены перечни серий и шифров проектов подлежащих сносу многоквартирных домов первого периода индустриального домостроения, а также перечни подлежащих сносу многоквартирных домов, которые попадают в границы подлежащей реновации территории и являются аналогичными по своим конструктивным характеристикам многоквартирным домам первого периода индустриального домостроения.
Конкретные границы территории, подлежащей реновации, с указанием адресов подлежащих сносу многоквартирных домов будут указываться непосредственно в решении о реновации жилищного фонда в городе Москве (далее - решение о реновации).
В целях сокращения сроков строительства нового комфортного жилья взамен старого сносимого законопроектом предлагается установить ряд особенностей осуществления градостроительной деятельности.
Так, для реализации решения о реновации изменения в правила землепользования и застройки города Москвы будут вноситься одновременно с утверждением соответствующего проекта планировки территории.
Кроме того, Правительство Москвы наделяется полномочиями по уточнению состава и содержания документации по планировке территории (к примеру, включение в проект планировки территории проекта застройки, транспортной схемы и т.п.).
Учитывая, что после утверждения проекта планировки территории потребуется значительное время на изменение границ существующих участков, на переоформление прав на участки под сносимыми многоквартирными домами, на вывод таких домов из эксплуатации и их снос, предлагается значительно упростить земельно-имущественные процедуры, необходимые для начала проектирования и строительства новых объектов в целях реализации программы реновации.
В целях использования мировых стандартов градостроительного и архитектурно-строительного проектирования, современных правил застройки мегаполисов законопроектом устанавливаются особенности применения отдельных технических регламентов, строительных норм и правил.
Строительство домов предполагается из монолита или современных панельных конструкций, с высокой энергоэффективностью, возможностью внутренних перепланировок, с полной отделкой, с соблюдением современных стандартов по приспособлению домов для маломобильных групп населения.
Также в рамках реновации предполагается осуществить качественное благоустройство и озеленение территорий, обустройство необходимыми объектами социальной инфраструктуры.
Ожидается, что совокупность указанных и иных предусмотренных законопроектом особенностей осуществления градостроительной деятельности позволит значительно сократить сроки строительства жилья для переселяемых из сносимых домов граждан, а также ускорит реализацию программы реновации, что является критически важным, учитывает огромные масштабы проекта при одновременном качественном улучшении комфортности проживания жителей города.
Для обеспечения жилищных прав граждан законопроектом устанавливается порядок переселения граждан из сносимых многоквартирных домов, разработанный с учетом ранее успешно апробированного порядка переселения жителей в равнозначное жилье при реализации предыдущей городской программы сноса жилых домов первого периода индустриального домостроения.
Так, переселение жителей будет производиться без доплаты в равнозначные жилые помещения, то есть в благоустроенные жилые помещения, количество комнат которых будет соответствовать количеству комнат в освобождаемом жилом помещении, а жилая и общая площадь которых будет не меньше соответственно жилой и общей площади освобождаемого жилого помещения. При этом на практике предоставление равнозначных жилых помещений будет осуществляться с учетом конструктивных особенностей современных квартир, что, как правило, приведет к увеличению площади новой квартиры по сравнению с квартирой, расположенной в старом, сносимом доме. Увеличится в новых домах и площадь помещений общего пользования, в том числе межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтовых шахт, коридоров, подвальных помещений и т.п.
В целом, по рыночной оценке, увеличение стоимости предоставляемых новых квартир по сравнению со стоимостью освобождаемых квартир может составить до 35%.
Переселение жителей будет осуществляться в тот же или в соседний район проживания. При этом в соответствии с существующей практикой реализации комплексной программы реконструкции районов пятиэтажной застройки первого периода индустриального домостроения более 92% жителей переселяется в дома, находящиеся в том же районе.
Вне района проживания, но в границах административного округа, равнозначное помещение может быть предоставлено в случае, если сносимый многоквартирный дом расположен в Центральном, Зеленоградском, Троицком или Новомосковском административном округе.
В целях обеспечения успешной реализации программы реновации законопроектом также предусматривается создание специализированной некоммерческой организации - фонда содействия реновации жилищного фонда в городе Москве (далее - фонд), который сможет выступать как заказчиком нового строительства, так и непосредственно застройщиком.
В целях строительства новых домов фонду могут быть предоставлены участки в аренду без торгов или в безвозмездное пользование.
Фонд также будет наделен правом привлекать денежные средства граждан по договорам долевого участия в строительстве многоквартирных домов. При этом законопроектом предусматривается субсидиарная ответственность города Москвы по обязательствам фонда, что гарантирует ответственность городских властей перед населением.
Представляется, что предусмотренные законопроектом меры обеспечат успешную реализацию программы реновации старого жилищного фонда в городе Москве, а, следовательно, будут способствовать устойчивому развитию жилых территорий, созданию благоприятной среды жизнедеятельности, общественных пространств и благоустройству территории с учетом экономических, социальных, иных общественных интересов и формированию нового, современного облика столицы Российской Федерации города Москвы.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей реновации жилищного фонда в столице Российской Федерации - городе федерального значения Москве"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей реновации жилищного фонда в столице Российской Федерации - городе федерального значения Москве" не потребует дополнительных расходов за счет средств федерального Российской Федерации, не приведет к изменению финансовых обязательств государства.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей реновации жилищного фонда в столице Российской Федерации - городе федерального значения Москве"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей реновации жилищного фонда в столице Российской Федерации - городе федерального значения Москве" не потребует признания утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.