Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 126454-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере организационного обеспечения деятельности мировых судей"
Досье на проект федерального закона
В соответствии со статьей 37 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" организационное обеспечение деятельности федеральных судов общей юрисдикции осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, а организационное обеспечение деятельности мировых судей осуществляется органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Под организационным обеспечением деятельности судов общей юрисдикции понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.
Однако финансовое обеспечение деятельности мировых судей из бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется не в полном объеме и в отдельных случаях резко отличается друг от друга, что часто объясняется позицией местных органов исполнительной власти, их толкованием действующего законодательства, представлением о перспективах и путях развития института мировой юстиции.
Созданная в целях повышения доступности правосудия мировая юстиция заняла важное место в судебной системе Российской Федерации.
В 2015 году мировыми судьями рассмотрено:
447203 уголовных дела, или 46,4% от общего числа уголовных дел, рассмотренных судами общей юрисдикции по первой инстанции (962942);
11153606 гражданских дел, или 70,5% от общего числа гражданских дел, рассмотренных судами общей юрисдикции по первой инстанции (15819952);
5782332 дел об административных правонарушениях, или 87,3% от общего числа дел об административных правонарушениях, рассмотренных судами общей юрисдикции по первой инстанции (6620014);
1310256 других материалов, или 25% от общего числа материалов, рассмотренных судами общей юрисдикции в порядке уголовного, гражданского производства и производства по делам об административных правонарушениях (5249740).
Тенденция роста нагрузки мировых судей продолжает сохраняться.
Недостаточное финансирование из бюджетов субъектов Российской Федерации, систематическое сокращение финансирования не позволяет надлежащим образом осуществлять обеспечение деятельности мировых судей и дальнейшее совершенствование института мировой юстиции.
Недостаточное финансирование на приобретение, обновление необходимого программного обеспечения, компьютерной техники и прочего, является препятствием для формирования единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей и развития информационных технологий в деятельности мировых судей.
По-прежнему нерешенной остается проблема размещения мировых судей в надлежащих условиях для осуществления правосудия. Мировые судьи вынуждены рассматривать дела в зданиях районных судов.
Правительством Российской Федерации в связи с обращением Совета судей Российской Федерации давалось соответствующее поручение органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации (N П4-11594 от 11 марта 2015 года) о принятии мер для обеспечения надлежащего финансирования деятельности мировых судей, что не принесло должного результата.
Внесение изменений в Федеральный закон от 17 декабря 1998 года N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации", Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральный закон от 14 марта 2002 года N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" в части, касающейся установления обязанности высших исполнительных органов государственной власти в субъектах Российской Федерации взаимодействовать с советами судей субъектов Российской Федерации при разработке бюджета субъекта Российской Федерации в части расходов на материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей и финансирования оплаты труда работников аппарата мировых судей, а также обязательности согласования с советом судей субъекта Российской Федерации уменьшения объема финансирования, выделенного на обеспечение деятельности мировых судей, позволит повысить контроль за расходованием бюджетных средств и исключить случаи их необоснованного снижения.
В соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 1998 года N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" работники аппарата мирового судьи являются государственными гражданскими служащими субъекта Российской Федерации. При этом отношения, связанные с поступлением работников аппарата мирового судьи на государственную гражданскую службу, ее прохождением и прекращением, регулируются законами субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем деятельность указанных работников направлена на обеспечение непрерывной и бесперебойной деятельности мирового судьи соответствующего судебного участка по отправлению правосудия.
В действующем федеральном законодательстве отсутствуют положения, закрепляющие необходимость согласования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации отдельных вопросов прохождения службы работниками аппаратов мировых судей с мировым судьей, деятельность которого они обеспечивают.
В связи с этим законопроектом предлагается закрепить в Федеральном законе от 17 декабря 1998 года N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" положения о том, что руководство деятельностью аппарата мирового судьи осуществляет мировой судья соответствующего судебного участка, а также установить обязанность органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации согласовывать с мировым судьей соответствующего судебного участка ряд вопросов прохождения службы работниками его аппарата (в частности, перемещения работников аппарата мирового судьи, применения к ним поощрений и взысканий, утверждения графика отпусков работников аппарата мирового судьи).
Внесение изменений в Федеральный закон от 17 декабря 1998 года N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" будет способствовать созданию необходимых условий для качественного и эффективного осуществления правосудия мировым судьей.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере организационного обеспечения деятельности мировых судей"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере организационного обеспечения деятельности мировых судей" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере организационного обеспечения деятельности мировых судей"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере организационного обеспечения деятельности мировых судей" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.