Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 125723-7 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) ряд полномочий Российской Федерации в области лесных отношений передан для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом пунктом 4 части 9 статьи 83 Лесного кодекса на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти возлагается обязанность осуществления контроля за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий.
24 июля 2015 г. вступила в силу новая редакция Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ).
В частности, в соответствии с пунктом 7 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ в федеральные законы, предусматривающие передачу отдельных полномочий Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации и (или) по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации, подлежат включению положения, определяющие в том числе право руководителей федеральных органов исполнительной власти по осуществлению контроля за осуществлением органами государственной власти субъекта Российской Федерации переданных полномочий выносить высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации предписания (представления) об устранении нарушений, выявленных при осуществлении переданных полномочий, подлежащие обязательному рассмотрению в тридцатидневный срок, а также вносить высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) представления об освобождении от занимаемой должности его заместителей и руководителей соответствующих органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственных за осуществление переданных полномочий, в случаях их ненадлежащего исполнения (неисполнения), которые подлежат рассмотрению высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в десятидневный срок.
В связи с этим соответствующие положения Лесного кодекса, связанные с контролем за осуществлением переданных полномочий в области лесных отношений, подлежат приведению в соответствие с правовым регулированием, устанавливаемым новой редакцией Закона N 184-ФЗ.
Обеспечение оптимального осуществления реализации переданных полномочий, выражающегося в первую очередь в управлении землями лесного фонда, предполагает необходимость механизма, позволяющего Российской Федерации в лице уполномоченного органа осуществлять своевременное руководство субъектами Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности.
При этом целесообразность участия уполномоченного федерального органа исполнительной власти в осуществлении переданных полномочий не всегда связана с необходимостью пресечения или предотвращения нарушений лесного законодательства и может быть обусловлена возможностью обеспечения более рационального и полного выполнения переданных полномочий.
В связи с этим представляется целесообразным реализовать право, предоставляемое абзацем двенадцатым пункта 7 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ, и закрепить в Лесном кодексе полномочие руководителей федеральных органов исполнительной власти, ответственных за осуществление контроля за осуществлением переданных полномочий в области лесных отношений, давать высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) обязательные для исполнения указания по вопросам осуществления переданных полномочий, в том числе в случаях, если требуется координация их осуществления органами государственной власти нескольких субъектов Российской Федерации.
Внесение в статью 83 Лесного кодекса предлагаемых законопроектом изменений послужит совершенствованию правового регулирования отношений, связанных в первую очередь с управлением субъектами Российской Федерации землями лесного фонда, и станет эффективным инструментом для обеспечения полного и своевременного контроля со стороны Российской Федерации за осуществлением регионами переданных полномочий в области лесных отношений.
Необходимо отметить, что изложение статьи 83 Лесного кодекса в проектируемой редакции влечет избыточность положения, предусмотренного пунктом 7 части 9 статьи 83 Лесного кодекса в действующей редакции и наделяющего уполномоченный федеральный орган исполнительной власти правом давать обязательные для исполнения указания о формировании лесных участков и об их предоставлении для федеральных нужд.
В соответствии с требованием пункта 7 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ проектируемая редакция указанной статьи будет включать положение, определяющее федеральный орган исполнительной власти, ответственный за организацию и осуществление контроля, мониторинга эффективности и качества осуществления переданных полномочий.
Кроме того, из новой редакции статьи 83 Лесного кодекса предлагается исключить положения, фактически утратившие силу, допускающие отказ от передачи органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий, указанных в части 1 статьи 83 Лесного кодекса, в отношении лесничеств и лесопарков, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, плотность населения которых в пятнадцать раз превышает среднюю плотность населения Российской Федерации.
Проектируемые изменения в статью 83 Лесного кодекса предлагается внести путем утверждения новой редакции соответствующей структурной единицы.
При доработке законопроекта учтены изменения, внесенные в лесное законодательство и связанные с объемом полномочий Российской Федерации, передаваемыми для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В связи с этим в соответствии с пунктом 23 статьи 1 Федерального закона от 23 июня 2016 г. N 218-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений" из состава переданных федеральных полномочий в области лесных отношений в части охраны лесов исключены полномочия по выполнению взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществлению мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации,
Положения законопроекта не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование по проекту федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - законопроект) не повлияет на доходы и расходы федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, юридических и физических лиц.
Реализация полномочий, предоставляемых законопроектом федеральному органу исполнительной власти, ответственному за осуществление контроля эффективности и качества осуществления переданных полномочий в области лесных отношений, а также руководителю соответствующего органа, будет осуществляться в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников соответствующего органа, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему органу в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Перечень федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
В связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" не потребуется принятие, приостановление, изменение или признание утратившими силу федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с простом федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - законопроект) не повлечет необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти.
В связи с законопроектом не потребуется признание утратившими силу, приостановление или принятие нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации.
В связи с законопроектом потребуется изменение постановления Правительства Российской Федерации "О Федеральном агентстве лесного хозяйства".
Примерный срок подготовки проекта постановления Правительства Российской Федерации, связанного с внесением указанных изменений (далее - проект постановления), - 3 месяца с даты принятия федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части осуществления органами государственной власти Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений".
Краткое описание проекта постановления:
цель правового регулирования - дополнение перечня полномочий Федерального агентства лесного хозяйства;
предмет правового регулирования - общественные отношения, связанные с контролем, мониторингом эффективности и качества осуществления государственными органами субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений;
содержание правового регулирования:
внесение изменений в Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства (далее - Положение) в части возложения на Рослесхоз полномочий по организации и осуществлению контроля, мониторинга эффективности и качества осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий;
дополнение пункта 10 Положения полномочием руководителя Рослесхоза выносить высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации предписания (представления) об устранении нарушений, выявленных при осуществлении переданных полномочий, вносить высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) представления об освобождении от занимаемой должности его заместителей и руководителей соответствующих органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственных за осуществление переданных полномочий, в случаях их ненадлежащего исполнения (неисполнения), давать обязательные для исполнения указания по вопросам осуществления переданных полномочий.
Головной исполнитель по разработке проекта постановления - Минприроды России, Соисполнители по разработке проекта постановления - Минэкономразвития России, Минфин России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.