Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 126887-7 "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект) предлагается внести ряд изменений в положения Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующие деятельность организаций по управлению правами на коллективной основе.
Законопроект содержит норму, обязывающую организации по управлению правами на коллективной основе, получившие государственную аккредитацию (далее - аккредитованные организации), в целях повышения "прозрачности" своей деятельности раскрывать информацию о них (методика сбора, распределения собранного вознаграждения, состав органов управления аккредитованной организации и т.д.), в том числе информацию о деятельности, осуществляемой специальными фондами аккредитованных организаций (далее - Фонды), в соответствии с утверждаемым Правительством Российской Федерации стандартом раскрытия информации.
Кроме того, предлагается обязать аккредитованные организации и специальные Фонды проводить по итогам финансового года аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности с последующим размещением такой отчетности и аудиторского заключения на официальном сайте аккредитованной организации в сети "Интернет". Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность должны быть доступны на официальном сайте аккредитованной организации в сети "Интернет" в течение 5 лет.
Законопроектом также предлагается дополнить Гражданский кодекс Российской Федерации статьей 1244.1 о создании в аккредитованных организациях наблюдательного совета, который формируется из представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, правообладателей, творческих союзов, организаций культуры и пользователей объектов авторского права и смежных прав. К исключительной компетенции наблюдательного совета, устанавливаемой в типовом уставе аккредитованной организации, относится осуществление контроля за финансово-хозяйственной деятельностью аккредитованной организации, принятие решения о создании аккредитованными организациями специальных фондов, осуществление контроля за расходованием этими фондами денежных средств и иные вопросы.
В соответствии с положениями законопроекта отчеты о суммах собранного в пользу правообладателей вознаграждения и об удержанных из него суммах, которые аккредитованная организация обязана представлять на основании статьи 1243 Гражданского кодекса Российской Федерации, должны будут ею также представляться правообладателям с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (путем создания для правообладателя системы "личный кабинет").
Законопроект также содержит положения проекта Соглашения о порядке управления авторскими и смежными правами, разработанного на территории Евразийского экономического союза в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (Приложение N 26), а именно:
положение о том, что отказ организации по управлению правами на коллективной основе от заключения с пользователем договора должен быть мотивированным (изменение абзаца 2 пункта 1 статьи 1243 Гражданского кодекса Российской Федерации);
обязанность аккредитованной организации хранить вознаграждение, которое было распределено в пользу конкретного правообладателя, но не выплачено ему в связи с отсутствием информации о нем, в течение общего срока исковой давности. В случае, если информация о правообладателе в течение 3-х лет с года, когда вознаграждение ему было распределено, отсутствует, указанное вознаграждение может быть перераспределено между иными правообладателями.
После принятия законопроекта потребуется внесение изменений в Типовой устав аккредитованной организации по управлению правами на коллективной основе, утвержденный приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 19 февраля 2008 г. N 30, а также разработка стандарта раскрытия аккредитованными организациями информации о своей деятельности. В связи с этим предлагается установить 6-и месячный срок для вступления законопроекта в силу.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации"
1. Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации" потребует принятия постановления Правительства Российской Федерации, которым будет установлен предельный (максимальный) размер сумм, удерживаемых аккредитованной организацией (статья 1244) на покрытие необходимых расходов по сбору, распределению и выплате вознаграждения, а также сумм, которые направляются в специальные фонды.
Обоснование необходимости: подпункт "б" пункта 1 статьи 1 проекта федерального закона "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации" предусматривает необходимость установить предельный размер удержаний на покрытие необходимых расходов по сбору, распределению и выплате вознаграждения, а также сумм, которые направляются в специальные фонды.
Краткое описание (цель, предмет и содержание правового регулирования): в целях усиления контроля за деятельностью аккредитованных организаций по управлению правами необходимо установить предельный (максимальный) размер удержаний на покрытие аккредитованной организацией своих расходов по сбору, распределению и выплате вознаграждения, а также сумм, направляемых в специальные фонды.
Срок подготовки: 6 месяцев со дня подписания проекта федерального закона Президентом Российской Федерации.
Исполнитель: Минкультуры России.
2. Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации" потребует внесения изменений в Приказ Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 19 февраля 2008 г. N 30 "О типовом уставе аккредитованной организации по управлению правами на коллективной основе" (зарегистрирован Минюстом России от 28 февраля 2008 г. N 11240).
Обоснование необходимости: пункт 3 статьи 1 проекта федерального закона "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации" предусматривает необходимость установить порядок формирования в аккредитованной организации наблюдательного совета.
Краткое описание (цель, предмет и содержание правового регулирования): учитывая вышеуказанные положения проекта федерального закона по составу наблюдательного совета необходимо установить в компетенции какого органа управления аккредитованной организации будет находиться формирование и утверждение состава наблюдательного совета, а также каким образом и на какой срок он будет сформирован.
Срок подготовки: 6 месяцев со дня подписания проекта федерального закона Президентом Российской Федерации.
Исполнитель: Минкультуры России.
3. Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации" потребует принятия постановления Правительства Российской Федерации "О стандарте раскрытия аккредитованными организациями по управлению правами на коллективной основе информации о своей деятельности".
Обоснование необходимости: подпункт "а" пункта 2 статьи 1 проекта федерального закона "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации" предусматривает необходимость утвердить состав информации, подлежащей раскрытию аккредитованной организацией (в том числе методику сбора и распределения вознаграждения), а также сроки и порядок раскрытия такой информации.
Краткое описание (цель, предмет и содержание правового регулирования): в целях повышения открытости деятельности аккредитованных организаций по управлению правами необходимо обязать их раскрывать информацию об осуществляемой ими деятельности в сфере коллективного управления правами.
Срок подготовки: 3 месяца со дня принятия проекта федерального закона Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
Исполнитель: Минкультуры России.
4. Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации" не потребует принятия, изменения или признания утратившими силу нормативных правовых актов Президента Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.