Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 130151-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части уплаты штрафов за административные правонарушения в области таможенного дела)"
Досье на проект федерального закона
Основными задачами проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части уплаты штрафов за административные правонарушения в области таможенного дела)" (далее - законопроект) являются создание наиболее благоприятных условий для уплаты должниками штрафов в целях пополнения федерального бюджета и сокращения дебиторской задолженности, а также их стимулирование к скорейшему выполнению обязанностей (таможенное декларирование, уплата таможенных платежей, получение разрешительных документов на товары), за неисполнение которых лица привлечены к административной ответственности.
Согласно статистическим данным в настоящее время лицами, привлеченными к административной ответственности за правонарушения в области таможенного дела, в добровольном порядке не уплачивается значительное количество наложенных административных штрафов.
Так, по состоянию на 31 декабря 2015 г. на исполнении в таможенных органах Российской Федерации находилось более 66 тыс. постановлений по делам об административных правонарушениях (с учетом постановлений прошлых лет) на общую сумму более 2,8 млрд. рублей, из которых в добровольном порядке уплачены административные штрафы, назначенные только по около 42 тыс. постановлениям по делам об административных правонарушениях (64% от общего количества находившихся на исполнении постановлений) на общую сумму более 933 млн. рублей.
В целях стимулирования к добровольной уплате наложенного штрафа в более короткие сроки представляется целесообразным предоставить лицам, привлеченным к административной ответственности за правонарушения в области таможенного дела, возможность уплачивать в течение тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу административный штраф в размере половины суммы наложенного административного штрафа при условии исполнения ими обязанности (при наличии таковой), за неисполнение которой административное наказание было назначено.
Возможность уплачивать только половину от суммы наложенного административного штрафа уже получила закрепление в российском законодательстве. Так, частью 1.3 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что при уплате административного штрафа лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение отдельных административных правонарушений, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа.
По данным средств массовой информации, за первые три недели 2016 года уплачено в 3,4 раза больше штрафов за правонарушения в области дорожного движения, чем в аналогичном периоде прошлого года, и на 28% больше, чем за первые три недели декабря 2015 года.
Указанная статистика позволяет сделать вывод об эффективности принятых норм.
Данная мера позволит увеличить собираемость штрафов за правонарушения в области таможенного дела, исключить случаи необоснованного и формального обжалования постановлений о наложении административного штрафа, снизив нагрузку на должностных лиц таможенных органов и судей, сократить количество направляемых для принудительного исполнения постановлений, административный штраф по которым не был оплачен добровольно, уменьшив тем самым нагрузку на судебных приставов-исполнителей, а для правонарушителей также будет дополнительным стимулом к исполнению обязанностей, за неисполнение которых административное наказание им было назначено.
Законопроект не предусматривает возложения на лиц, привлеченных к административной ответственности, дополнительных мер по подтверждению исполнения обязанностей, за неисполнение которых административные наказания им были назначены, в целях получения возможности уплаты половины суммы административного штрафа.
Контроль за исполнением лицами обязанностей, за неисполнение которых административные наказания были назначены, будет осуществляться непосредственно таможенными органами с помощью имеющихся баз данных, позволяющих оперативно получать информацию о выполнении лицами соответствующих обязанностей, и внутриведомственного взаимодействия.
Предлагаемая законопроектом возможность уплаты административного штрафа не распространяется на случаи, если исполнение постановления о назначении административного штрафа было отсрочено либо рассрочено судьей, органом или должностным лицом, вынесшими постановление, так как предоставление отсрочки и (или) рассрочки уплаты административного штрафа является одним из способов исполнения постановления по делу об административном правонарушении, не влияющим на размер административного штрафа.
Предлагаемый законопроектом срок уплаты административного штрафа (не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу) обусловлен, в том числе необходимостью предоставления лицам возможности исполнения обязанностей, за неисполнение которых административные наказания им были назначены. Так, таможенная декларация в отношении товаров, являвшихся орудием, средством совершения или предметом административного правонарушения или преступления, в отношении которых было принято решение об их возврате и которые подлежат таможенному декларированию, подается в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда или таможенного органа (должностного лица) о привлечении к административной или уголовной ответственности (пункт 3 статьи 185 Таможенного кодекса Таможенного союза).
Аналогичная норма, направленная на стимулирование правонарушителей к добровольной уплате административного штрафа, предусмотрена статьей 811 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях, в соответствии с которой у лица, совершившего правонарушение, есть право на оплату штрафа в размере пятидесяти процентов от указанной суммы штрафа в течение семи суток.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части уплаты штрафов за административные правонарушения в области таможенного дела)"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части уплаты штрафов за административные правонарушения в области таможенного дела)" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и не повлечет финансовых обязательств государства.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части уплаты штрафов за административные правонарушения в области таможенного дела)"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части уплаты штрафов за административные правонарушения в области таможенного дела)" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части уплаты штрафов за административные правонарушения в области таможенного дела)"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части уплаты штрафов за административные правонарушения в области таможенного дела)" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.