Заключение Счетной палаты РФ от 11 марта 2015 г. N ЗСП-56/03-02
на проект федерального закона N 704607-6 "О внесении изменений в статьи 346.45 и 346.46 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона N 704607-6 "О внесении изменений в статьи 346.43 и 346.46 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части исключения несвоевременной оплаты патента из условий, при которых налогоплательщик теряет право применения патентной системы налогообложения) (далее - законопроект) подготовлено в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и решением Совета Государственной Думы (протокол от 22 января 2015 г. N 217).
Законопроектом, внесенным депутатами Государственной Думы Р.М. Морданшиным, В.Н. Плигиным, Д.Ф. Вяткиным и другими предусматривается исключить из Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) такое основание утраты права на применение патентной системы налогообложения, как несвоевременная оплата патента.
В настоящее время, если индивидуальным предпринимателем не был уплачен налог в сроки, установленные пунктом 2 статьи 346.51 Кодекса, он считается утратившим право на применение патентной системы налогообложения и перешедшим на общий режим налогообложения с начала налогового периода, на который ему был выдан патент. То есть за период действия патента индивидуальному предпринимателю придется заплатить налог на добавленную стоимость, налог на имущество физических лиц и налог на доходы физических лиц.
В связи с этим после утраты индивидуальным предпринимателем права на применение патентной системы налогообложения налог, который не был уплачен в рамках указанной системы налогообложения, взысканию не подлежит.
Сумма налога на доходы физических лиц, подлежащая уплате за налоговый период, в котором индивидуальный предприниматель утратил право на применение патентной системы налогообложения, уменьшается на сумму налога, уплаченного в связи с применением патентной системы налогообложения.
Таким образом, реализация законопроекта может привести к росту задолженности по налогам, поскольку может сложиться ситуация, при которой индивидуальный предприниматель будет оставаться на патентной системе, не уплачивая своевременно налог и накапливая задолженность по пеням. При этом оснований для привлечения его к налоговой ответственности собственно за несвоевременную уплату налога не будет.
Следовательно, единственным способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога будет только инициирование процедуры принудительного взыскания пеней с налогоплательщика, что в некоторых случаях может быть экономически нецелесообразно.
Согласно статье 75 Кодекса пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора и принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый календарный день просрочки.
С учетом стоимости патента (особенно в том случае, если патент приобретается на несколько месяцев) сумма пеней может оказаться крайне незначительной.
На основании изложенного Счетная палата Российской Федерации законопроект не поддерживает.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.