Досье на проект федерального закона
Согласно части 1 статьи 41 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) работодатель, представитель нанимателя, командир воинской части, администрация образовательной организации, в которых работает, служит, проходит альтернативную гражданскую службу, военные сборы, учится зарегистрированный кандидат, со дня регистрации кандидата до дня официального опубликования результатов выборов обязаны по заявлению, рапорту зарегистрированного кандидата освободить его от работы, службы, военных сборов, учебных занятий в любой день и на любое время в течение этого срока. Зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работающие в организациях, осуществляющих выпуск средств массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения должностных или служебных обязанностей и представляют в избирательную комиссию заверенные копии соответствующих приказов (распоряжений) не позднее чем через пять дней со дня регистрации (часть 2 статьи 40 Федерального закона). Схожие нормы присутствуют и в федеральных законах от 10 января 2003 года N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации", от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
В связи с тем, что федеральное законодательство не раскрывает содержание понятия освобождения от выполнения должностных или служебных обязанностей, освобождения от работы, службы, возникают определенные трудности в правоприменительной практике. Так, в Федеральном законе от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и Федеральном законе от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" содержится понятие "освобождение от замещаемой должности, отстранение от замещаемой должности", но отсутствует понятие освобождения от выполнения должностных или служебных обязанностей. В Трудовом кодексе Российской Федерации (далее - ТК РФ) понятие освобождения от исполнения трудовых обязанностей применяется в отношении работников, избранных в профсоюзные органы (часть первая статьи 171 ТК РФ). Тогда как в отношении работников, привлекаемых к исполнению государственных или общественных обязанностей, применяется понятие "освобождение работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей" (часть первая статьи 170 ТК РФ). При этом ни в одном из законов понятие "освобождение от работы, службы, освобождение от выполнения должностных или служебных обязанностей" не раскрывается.
В связи с этим некоторые правоприменители в целях реализации положений федеральных законов в части освобождения кандидатов от выполнения должностных или служебных обязанностей на время их участия в выборах руководствуются положениями абзаца восьмого части первой статьи 76 ТК РФ, согласно которому работодатель обязан отстранить работника от работы в случаях, предусмотренных федеральными законами, при этом заработная плата работнику не начисляется. Между тем отстранение от работы (отстранение от замещаемой должности) и освобождение от выполнения должностных или служебных обязанностей (освобождение от работы, службы) не являются тождественными понятиями.
Другие правоприменители руководствуются нормами ТК РФ об отпусках. Кроме того, федеральным законодательством могут быть предусмотрены иные виды отпусков (например, Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"). При этом некоторые работодатели отказывают в предоставлении зарегистрированному кандидату в период участия в выборах ежегодного оплачиваемого отпуска, утвержденного графиком отпусков, предоставляя только отпуск без сохранения заработной платы, что является неправомерным с точки зрения трудового законодательства.
В связи с неурегулированностью вопросов освобождения от работы, службы, освобождения от исполнения должностных и служебных обязанностей отсутствует и правовая определенность в вопросе о том, обязан ли работодатель сохранять за кандидатами, в том числе находящимися на государственной или муниципальной службе либо работающими в организациях, осуществляющих выпуск средств массовой информации, заработную плату на время их участия в выборах. Так, правоприменители, которые считают, что освобождение от выполнения должностных или служебных обязанностей и отстранение от занимаемой должности, освобождение от работы, службы и отстранение от работы, службы - идентичные понятия, руководствуются частью третьей статьи 76 ТК РФ, согласно которой в период отстранения от замещаемой должности (отстранения от работы) заработная плата не начисляется.
Между тем согласно статье 128 ТК РФ работодатель обязан на основании письменного заявления работника предоставить отпуск без сохранения заработной платы в случаях, предусмотренных как в самом ТК РФ, так и в иных федеральных законах. Однако в федеральных законах "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", "О выборах Президента Российской Федерации", "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" предусмотрены нормы, обязывающие работодателя освобождать от работы, службы, а не предоставлять отпуск без сохранения заработной платы.
В связи с вышеизложенным, в целях обеспечения единообразия правоприменительной практики, усиления гарантий статуса кандидатов и доверенных лиц предлагается установить в вышеуказанных федеральных законах, что работодатель обязан предоставлять кандидату по его просьбе отпуск без сохранения заработной платы на период участия в выборах. Кроме того, предлагается уточнить, что освобождение от выполнения должностных или служебных обязанностей зарегистрированных кандидатов, находящихся на государственной или муниципальной службе либо работающих в организациях, осуществляющих выпуск средств массовой информации, на время их участия в выборах осуществляется путем издания приказов (распоряжений) о предоставлении ежегодных оплачиваемых отпусков и (или) отпусков без сохранения заработной платы.
Сходные по содержанию уточнения предлагается предусмотреть в положениях, регулирующих статус доверенных лиц. В частности, регистрация доверенного лица, являющегося государственным или муниципальным служащим, осуществляется при условии представления в соответствующую избирательную комиссию не приказа об освобождении его от исполнения служебных обязанностей, а заверенной копии приказа о предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и (или) отпуска без сохранения заработной платы и (или) иных отпусков.
Председатель |
К. Толкачев |
Депутат Государственной Думы |
Р. Марданшин |
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о выборах в части уточнения гарантий деятельности кандидатов и доверенных лиц"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о выборах в части уточнения гарантий деятельности кандидатов и доверенных лиц" не влечет расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.
Председатель |
К. Толкачев |
Депутат Государственной Думы |
Р. Марданшин |
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о выборах в части уточнения гарантий деятельности кандидатов и доверенных лиц"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о выборах в части уточнения гарантий деятельности кандидатов и доверенных лиц" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Председатель |
К. Толкачев |
Депутат Государственной Думы |
Р. Марданшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.