Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 133118-7 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен в целях расширения возможностей участия граждан в принятии решений органами исполнительной власти в области градостроительной деятельности и направлен на реализацию поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина о развитии института общественных слушаний по градостроительной деятельности, данных по итогам конференции "Форум действий" Общероссийского движения "НАРОДНЫЙ ФРОНТ "ЗА РОССИЮ".
Законопроект предусматривает внесение изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации", иные федеральные законы.
На сегодняшний день Градостроительный кодекс Российской Федерации предусматривает проведение публичных слушаний по проектам генеральных планов и правил землепользования и застройки муниципальных образований, проектам документации по планировке территории и вносимым в указанные документы изменениям, а также по вопросам о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства и о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
При этом публичные слушания отличаются от иных форм общественного контроля тем, что предусматривают проведение только личного собрания участников. Это предполагает ограниченное количество лиц, которые могут принять участие в общем собрании (в связи с занятостью, недостаточностью площади помещений, в которых проводятся собрания участников, для размещения экспозиций, комфортного пребывания людей). Следовательно, в настоящее время выявить объективное мнение большинства граждан по градостроительному проекту, как правило, не представляется возможным.
Также действующее законодательство не содержит требований о фиксировании сведений о регистрации участников слушаний по месту жительства или месту пребывания, что не позволяет их идентифицировать, в том числе при проведении контрольных мероприятий в отношении законности проведения слушаний.
Для решения указанных проблем законопроектом предлагается перейти к процедуре общественных обсуждений, которые в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" могут проводиться, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Предполагается, что общественные обсуждения будут проводиться с использованием информационных систем и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в следующей последовательности:
1) оповещение о проведении общественных обсуждений;
2) размещение представляемого на общественные обсуждения проекта в информационной системе и (или) на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", проведение экспозиции (экспозиций) указанного проекта и представление участниками общественных обсуждений предложений и замечаний по указанному проекту;
3) подготовка и оформление протокола общественных обсуждений;
4) подготовка и опубликование заключения о результатах общественных обсуждений.
В целях защиты права граждан, не имеющих доступа к сети Интернет, на участие в принятии решений по вопросам градостроительной деятельности законопроектом устанавливается, что общественные обсуждения должны обеспечивать возможность участия в них всех категорий граждан, в том числе путем предоставления доступа к информационным системам, с использованием которых проводятся такие общественные обсуждения, в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг и (или) в помещениях органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им организаций.
Кроме того, законопроектом предъявляются требования к информационным системам и сайтам, предназначенным для проведения общественных обсуждений, в соответствии с которыми они должны будут обеспечивать возможность проверки участником таких обсуждений полноты и достоверности отражения своей позиции и возможность получать информацию об итогах общественных обсуждений, о количестве их участников.
Таким образом, уровень информирования граждан о градостроительном проекте значительно увеличится, а временные и организационные затраты со стороны жителей сведутся практически к нулю. Участие в общественных обсуждениях станет максимально комфортным для жителей.
С целью создания условий для контроля за соблюдением законности при проведении общественных обсуждений предлагается прилагать к протоколам о результатах общественных обсуждений перечень участников общественных обсуждений, включающий в себя сведения о них с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии), даты рождения, адреса регистрации по месту жительства - для физических лиц, наименование, основной государственный регистрационный номер юридического лица, место государственной регистрации и адрес - для юридических лиц и предъявляют документы либо копии документов, подтверждающих указанные сведения. Такими документами для физических лиц является документ, удостоверяющий личность, для юридических лиц - выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, а также документы, подтверждающие право заявителя действовать от имени соответствующего юридического лица, в отношении правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства представляется также выписка из Единого государственного реестра недвижимости, иные документы, удостоверяющие права на земельные участки и (или) расположенные на них объекты капитального строительства, а также документы, подтверждающие право заявителя действовать от имени соответствующего юридического лица.
Указанные изменения позволят существенно уменьшить число случаев привлечения заинтересованными сторонами лиц, не имеющих в соответствии с законодательством отношения к тематике проводимых общественных обсуждений.
Отдельно отметим, что идентификация (аутентификация) участников общественных обсуждений в большинстве случаев не потребует дополнительных финансовых расходов на создание новых электронных систем, так как может осуществляться через действующие порталы государственных услуг, которые уже успешно функционируют на всей территории Российской Федерации.
Таким образом, принятие законопроекта расширит способы влияния граждан на принятие градостроительных решений, сделает возможным детальное ознакомление граждан с проектами градостроительной документации, повысит комфортность участия жителей в общественных обсуждениях, позволит привлечь к проведению общественных обсуждений максимальное количество граждан с минимальными затратами времени и материальных ресурсов, что, в конечном итоге, позволит принимать более сбалансированные управленческие решения, а также будет способствовать повышению открытости и прозрачности процедуры общественных обсуждений в рассматриваемой сфере, в том числе с точки зрения обеспечения учета предложений их участников.
Проект федерального закона не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не повлечет дополнительных расходов средств федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не повлечет необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.