Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья
по проекту федерального закона N 964311-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
(в целях закрепления за субъектами Российской Федерации права на самостоятельное установление допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами в различных отраслях экономики, а также для утверждения единых требований к медицинским полисам в части определения минимального обязательного объёма предоставления иностранным гражданам медицинских услуг)
внесен Законодательным Собранием Ленинградской области
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 25 января 2016 года (протокол N 280, пункт 63) о назначении Комитета Государственной Думы по охране здоровья соисполнителем в работе над проектом федерального закона N 964311-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", внесенным Законодательным Собранием Ленинградской области, Комитет Государственной Думы по охране здоровья рассмотрел указанный законопроект в части вопросов, относящихся к компетенции Комитета.
Законопроектом предлагается внести изменения в абзац 1 подпункта 4 пункта 2 статьи 13.3 Федерального закона N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", установив, что договор (полис) добровольного медицинского страхования либо договор с медицинской организацией о предоставлении платных медицинских услуг должен обеспечивать оказание иностранному гражданину первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме в объеме, не менее чем предусмотрено нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств для медицинского применения.
Авторы законопроекта объясняют предлагаемые изменения тем, что страховые компании продают полисы на оказание медицинских услуг, которые значительно различаются по объему предоставляемых услуг и, соответственно, по цене страхового полиса. Многие полисы содержат ограничения по количеству обращений за медицинской помощью, предусматривают оказание иностранному гражданину медицинской помощи только в экстренной форме, а не в неотложной, а также иные условия, не позволяющие мигранту получить медицинскую помощь в необходимом объеме. Таким образом, часто полис не покрывает реальных затрат иностранного гражданина на лечение, что приводит к дополнительным расходам на лечение (долечивание) иностранного гражданина за счет средств субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" право на медицинскую помощь иностранных граждан, проживающих и пребывающих на территории Российской Федерации, устанавливается законодательством Российской Федерации и соответствующими международными договорами Российской Федерации.
Подпунктом 4 пункта 2 статьи 13.3 Федерального закона N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" установлено, что "Договор (полис) добровольного медицинского страхования либо договор с медицинской организацией о предоставлении платных медицинских услуг должен обеспечивать оказание иностранному гражданину первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме".
"Правилами оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 186 от 6 марта 2013 года определено:
медицинская помощь в экстренной форме при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента, оказывается иностранным гражданам медицинскими организациями бесплатно;
скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается иностранным гражданам при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства. Медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения указанная медицинская помощь оказывается иностранным гражданам бесплатно;
медицинская помощь в неотложной форме (за исключением скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи) и плановой форме оказывается иностранным гражданам в соответствии с договорами о предоставлении платных медицинских услуг либо договорами добровольного медицинского страхования (которые, в соответствии с Федеральным законом N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", должны обеспечивать оказание иностранному гражданину первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме").
Таким образом, требования к полисам о предоставлении иностранным гражданам медицинских услуг (на срок осуществления ими трудовой деятельности в Российской Федерации) законодательно установлены и, по мнению Комитета, в дополнительном регулировании не нуждаются. В случаях, когда такие полисы, как указывают авторы законопроекта, не позволяют мигранту получать медицинскую помощь в необходимом объеме, органы государственной власти вправе потребовать от страховых медицинских организаций привести их в соответствие с законодательством Российской Федерации.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по охране здоровья не поддерживает концепцию законопроекта N 964311-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в части утверждения требований к страховым полисам о предоставлении иностранным гражданам медицинских услуг.
Председатель Комитета |
С.И. Фургал |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.