Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по земельным отношениям и строительству
(шестого созыва)
по проекту федерального закона N 957581-6 "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
- внесен депутатами Государственной Думы В.А. Васильевым, В.Н. Плигиным, С.А. Поповым, Д.Ф. Вяткиным, В.А. Поневежским, М.М. Галимардановым, В.П. Водолацким, М.Т. Гаджиевым, З.А. Муцоевым, Р.Р. Ишмухаметовым, Р.Д. Курбановым, В.Б. Кидяевым, О.Ю. Баталиной, И.В. Соколовой, А.Б. Выборным, Т.О. Алексеевой, З.Д. Геккиевым, В.Ф. Шрейдером, М.М. Бариевым, А.Г. Когогиной
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству рассмотрел проект федерального закона N 957581-6 "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенный депутатами Государственной Думы В.А. Васильевым, В.Н. Плигиным, С.А. Поповым, Д.Ф. Вяткиным, В.А. Поневежским, М.М. Галимардановым, В.П. Водолацким, М.Т. Гаджиевым, З.А. Муцоевым, Р.Р. Ишмухаметовым, Р.Д. Курбановым, В.Б. Кидяевым, О.Ю. Баталиной, И.В. Соколовой, А.Б. Выборным, Т.О. Алексеевой, З.Д. Геккиевым, В.Ф. Шрейдером, М.М. Бариевым, А.Г. Когогиной (далее - законопроект), и сообщает следующее.
Законопроектом представляет собой проект нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - проектируемый Кодекс), необходимость подготовки которого согласно пояснительной записки обусловлена произошедшими изменениями в организации общественной жизни и деятельности государства, изменениями в экономике. Кроме того, данные изменения обосновываются субъектами права законодательной инициативы и появлением новых правовых институтов.
В целом Комитет считает возможным поддержать концепцию законопроекта, поскольку предлагаемый субъектами права законодательной инициативы новый подход к регулированию вопросов административной ответственности должен обеспечить стабильность правового регулирования в данной сфере и соблюдению таких основных принципов как законность и справедливость. В частности, по мнению Комитета, появление таких новых видов административных правонарушений как самовольное занятие здания, сооружения или помещения (статья 15.9 проектируемого Кодекса), установка незаконных ограждений или иных препятствий для свободного прохода (проезда) (статья 15.10 проектируемого Кодекса), самовольное нанесение надписей, рисунков, иных графических изображений (статья 15.12 проектируемого Кодекса) является своевременным и отвечающим требованиям современного состояния жизни общества.
Следует отметить, что проектируемым Кодексом предусмотрены новые виды административных наказаний - исправительные работы, административный запрет на посещение не только на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований, но и на посещение публичных, иных массовых мероприятий, определенных общественных мест, на пользование услугами авиаперевозчиков в качестве пассажиров, а также ликвидация юридического лица.
Относительно положений законопроекта Комитет отмечает следующее.
1. В соответствии с частью 2 статьи 1.1 Законопроекта внесение изменений в проектируемый Кодекс осуществляется отдельными федеральными законами. При этом положения, предусматривающие внесение изменений в проектируемый Кодекс, не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих, признающих утратившими силу другие законодательные акты Российской Федерации или содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.
Таким образом, в проектируемом Кодексе предлагается использовать подход, который в настоящее время закреплен, например, в Налоговом кодексе Российской Федерации и Бюджетном кодексе Российской Федерации, предусматривающий запрет на изменение данных кодексов федеральными законами, содержащими положения о внесении изменений в иные федеральные законы.
По мнению Комитета, указанный подход применительно к положениям проектируемого Кодекса не во всех случаях может оказать положительное влияние на стабильность законодательства об административных правонарушениях, поскольку данная сфера законодательства связана с огромным количеством правоотношений, регулируемых различными отраслями права. В связи с этим в ряде случаев при изменении правового регулирования базовых правоотношений целесообразно обеспечить одновременное внесение изменений в законодательство об административных правонарушениях.
2. В статье 3.10 проектируемого Кодекса предлагается сохранить положения действующей в настоящее время статьи 2.6.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), в соответствии с которым к административной ответственности за административные правонарушения в области благоустройства территории привлекаются собственники или иные владельцы земельных участков либо других объектов недвижимости.
Представляется, что данные нормы не в полной мере учитывают специфику земельного законодательства, в числе прочего предусматривающего разграничение государственной собственности на землю на федеральную собственность, государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность (статья 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"). В соответствии со статьей 214 Гражданского кодекса Российской Федерации прочие земельные участки, не подпадающие под признаки, позволяющие их разграничить по различным уровням публичной собственности признаются неразграниченной государственной собственностью на землю, которой распоряжаются органы государственной власти и органы местного самоуправления, указанные в статьей 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
В этой связи из положений действующего КоАП и проектируемого Кодекса не представляется возможным определить, кто должен быть привлечен к административной ответственности в случае, если административное правонарушение в области благоустройства территории совершено на землях, в границах которых не сформированы земельные участки, либо на земельных участках, не предоставленных гражданам и юридическим лицам, в случае, если эти земельные участки относятся к неразграниченной государственной собственности, поскольку титульного собственника, право собственности которого оформлено в порядке, предусмотренном действующим законодательства, у таких земельных участков не существует.
3. Статьей 4.10 проектируемого Кодекса предусматривается такой вид административного наказания как лишение специального права либо ранее выданного специального разрешения (лицензии). При этом не учитывается, что в соответствии с произошедшими в последние годы изменениями законодательства необходимость получения специального разрешения (лицензии) как условие для осуществления той или иной деятельности заменена иными механизмами - наличие обязательного членства в саморегулируемой организации, получение свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства, и т.д.
Аналогичное замечание относится и к статье 23.1 проектируемого Кодекса.
4. Статьей 15.4 проектируемого Кодекса предлагается сохранить действующее правовое регулирование, предусмотренное статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях об ответственности за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на земельный участок.
Однако данное положение не учитывает изменения, внесенные в Земельный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Так, с 1 марта 2015 года в соответствии с главой V.6 Земельного кодекса Российской Федерации допускается использование земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута. В частности, в случаях, предусмотренных статьями 39.33 и 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель и земельных участков не предусматривает необходимости приобретения прав на землю, а возможность землепользования возникает на основании разрешений уполномоченных органов либо документов, предусмотренных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Кроме того, не представляется возможным определить, в связи с чем из статьи 15.4 проектируемого Кодекса исключено положение, в настоящее время содержащееся в пункте 2 примечания к статье 7.1 КоАП.
5. Статьей 15.11 проектируемого Кодекса предлагается установить ответственность за возведение самовольной постройки.
По мнению Комитета, установление административной ответственности за такие действия не в полной мере учитывают положения Гражданского кодекса Российской Федерации, а также общие принципы самого проектируемого Кодекса.
Так, согласно пункта 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Таким образом, для того, чтобы действия гражданина или юридического лица можно было считать возведением самовольной постройки, такие действия должны соответствовать одному из следующих критериев:
- объект недвижимости возведен на земельном участке, который не предоставлен указанному лицу;
- объект недвижимости возведен на земельном участке, правовой режим которого не предусматривает возможности строительства такого объекта;
- объект недвижимости построен без получения необходимых разрешений.
Вместе с тем, каждый из этих признаков находит свое отражение в самостоятельных нормах проектируемого Кодекса.
Так, ответственность за использование земельного участка, который не предоставлен гражданину или юридическому лицу предусматривается статьей 15.4 проектируемого Кодекса, ответственность за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием - статьей 17.14 проектируемого Кодекса, ответственность за строительство, реконструкцию объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство - статьей 18.5 проектируемого Кодекса.
В соответствии со статьей 2.4 проектируемого Кодекса никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное нарушение.
Таким образом, по мнению Комитета, возведение самовольной постройки как самостоятельный вид административного правонарушения надлежит исключить из проектируемого Кодекса в целях соблюдения общего принципа, предусмотренного статьей 2.4.
Кроме того, по мнению Комитета, необходимо учитывать, что согласно пункта 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" и Обзора судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19 марта 2014 года, в ряде случаев судом может быть признано право собственности на самовольную постройку, в том числе когда такая постройка не создает угрозу жизни и здоровья граждан.
Также из положений проектируемого Кодекса не представляется возможным определить, какие именно органы уполномочены на составление протокола об административных правонарушениях за возведение самовольной постройки.
6. Статьей 15.14 проектируемого Кодекса устанавливается ответственностью за самовольную уступку права пользования землей, недрами, лесным участком или водным объектом.
Таким образом, проектируемый Кодекс сохраняет правовую неопределенность, которая свойственна действующим положениям статьи 7.10 КоАП, поскольку в настоящее время Земельный кодекс Российской Федерации и Гражданский кодекс Российской Федерации не содержат такого вида сделок с земельными участками, как уступка права пользования землей. В связи с этим, по мнению Комитета, данный вид административного правонарушения нуждается в конкретизации с учетом положений земельного законодательства.
Так, в частности, может быть установлена административная ответственность за передачу прав и обязанностей по договору аренды земельного участка без согласия или уведомления арендодателя в случаях, когда получение такого согласия или направления соответствующего уведомления необходимо в соответствии с законом (например, пункты 5 и 9 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации).
7. Статьей 17.12 проектируемого Кодекса предлагается предусмотреть административную ответственность за порчу земель. В настоящее время такая ответственность установлена статьей 8.6 КоАП.
Вместе с тем, данная статья предусматривает в качестве самостоятельных видов правонарушений как самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы (часть 1 статьи 17.12), так и непосредственно порчу земель (часть 2 статьи 17.12), а также уничтожение плодородного слоя почвы (часть 5 статьи 17.12).
Таким образом, однозначно не представляется возможным определить, является ли порча земель объединяющим понятием, включающим в себя снятие, перемещение и уничтожение плодородного слоя почвы, либо порча земель является самостоятельным видом правонарушения по отношению к всему вышеперечисленному.
В этой связи, по мнению Комитета, положения данной статьи нуждаются в конкретизации.
Кроме того, в соответствии с частью 4 статьи 17.12 проектируемого Кодекса в случае порчи земли с применением механизмов, автотранспортных средств, самоходных машин и других видов техники, допускается конфискация орудия правонарушения. Вместе с тем, такая дополнительная мера ответственности представляется несоразмерной тяжести совершенного правонарушения, что противоречит принципу справедливости и соразмерности, предусмотренному статьей 2.6 проектируемого Кодекса.
8. Статья 17.14 проектируемого Кодекса предусматривает административную ответственность за использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.
Однако в отличие от действующих положений статьи 8.8 КоАП размер административного штрафа поставлен в зависимость от кадастровой стоимости земельных участков. В частности в случаях, предусмотренных частями 1, 3 и 4 статьи 17.14 проектируемого Кодекса штраф исчисляется в рублях, а в случаях, предусмотренных частью 2 указанной статьи - в процентах от кадастровой стоимости.
Однако, по мнению Комитета, в указанных случаях необходимо применять единый подход к исчислению штрафов (либо исходя из кадастровой стоимости либо исходя из указания размера штрафа в рублях).
9. Статья 18.4 проектируемого Кодекса воспроизводит состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.4 КоАП "Нарушение обязательных требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий)". Вместе с тем, часть 2 указанной статьи существенно увеличивается размер административной ответственность. Так, максимальный размер штрафа для граждан увеличивается с 4 до 30 тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей с 40 до 80 тысяч рублей, для юридических лиц - с 600 тысяч до 3 миллионов. Срок административного приостановления деятельности предлагается увеличить с 60 до 90 дней.
Однако, учитывая, что часть 2 рассматриваемой статьи устанавливает ответственность как за нарушение при строительстве, реконструкции обязательных требований, в результате чего создается угроза жизни, здоровья, так и за любые нарушения, которые приводят к отклонению от проектных значений параметров зданий, сооружений, повышение административной ответственности представляется не достаточно обоснованным. По мнению Комитета, требуется уточнение и дифференциация составов административного правонарушения и ответственности за них.
10. Статьей 18.5 проектируемого Кодекса по сравнению с действующими положениями статьи 9.5 КоАП предусматривается увеличение штрафов для граждан за строительство, реконструкцию объектов капитального строительства без разрешения на строительство. Так в настоящее время размер такого штрафа составляет от двух до пяти тысяч рублей, в то время, как законопроектом предлагается установить штраф за указанное правонарушение в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Аналогичным образом для граждан предлагается увеличить штраф за эксплуатацию объекта капитального строительства без разрешения на ввод в эксплуатацию, установив штраф в размере от одно тысячи до двух тысяч рублей. Однако в настоящее время размер такого штрафа составляет от пятисот до одной тысячи рублей.
При этом в пояснительной записке отсутствуют какие-либо обоснования предлагаемого увеличения штрафов.
11. Статьей 20.26 проектируемого Кодекса по аналогии со статьей 11.22 КоАП устанавливается ответственность за неисполнение землепользователями участков, прилегающих к полосам отвода автомобильных дорог, в пределах населенных пунктов на дорогах федерального значения обязанностей по устройству, ремонту или регулярной очистке пешеходных дорожек или переходных мостиков в границах закрепленных за ними участков либо обязанностей по содержанию в технически исправном состоянии и чистоте выездов с закрепленных участков или с подъездных путей на автомобильную дорогу общего пользования, включая переездные мостики.
В связи с этим следует отметить, что данный состав административного правонарушения не в полной мере соответствует Федеральному закону от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Так, указанный Федеральный закон не предусматривает данной обязанности землепользователей всех смежных с полосой отвода земельных участков, неисполнение которой является административным правонарушением. Частью 6 статьи 22 указанного Федерального закона предусмотрено только требование об оборудовании объектов дорожного сервиса стоянками и местами остановки транспортных средств, а также подъездами, съездами и примыканиями в целях обеспечения доступа к ним с автомобильной дороги. При примыкании автомобильной дороги к другой автомобильной дороге подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены элементами обустройства автомобильной дороги в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Таким образом, статья 20.26 проектируемого Кодекса требует доработки с учетом положений указанного Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Кроме того, следует отметить, что часть 1 статьи 20.27 проектируемого Кодекса устанавливает тождественный состав административного правонарушения, но не ограничиваясь пределами населенного пункта. Учитывая вышеизложенное, статьи 20.26 и части 1 статьи 20.27 проектируемого Кодекса нуждаются в доработки в целях исключения дублирования и внутренних противоречий.
12. Статья 23.14 проектируемого Кодекса "Нарушение законодательства о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и кадастровой деятельности" полностью воспроизводит положения части 2 статьи 15.8 проектируемого Кодекса.
Следует отметить, что аналогичное замечание относится к статьям 23.6 и 27.20 проектируемого Кодекса, устанавливающим административную ответственность за размещение рекламы на дорожных знаках и транспортных средствах.
Учитывая вышеизложенное, Комитет отмечает необходимость доработки проектируемого Кодекса в целях исключения дублирования составов административных правонарушений.
13. Комитет также отмечает, что в проектируемом Кодексе отсутствуют составы административных правонарушений в области законодательства о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и кадастровой деятельности, предусмотренные частями 1 - 3 и 5 статьи 14.35 КоАП. Это несвоевременное или неточное внесение в государственный кадастр недвижимости (ГКН) сведений о недвижимом имуществе, незаконный отказ в предоставлении сведений из ГКН, нарушение установленного порядка информационного взаимодействия при ведении ГКН и т.д.
При этом исключение данных составов из проектируемого Кодекса в пояснительной записке не обосновывается. По мнению Комитета, целесообразно их сохранить.
14. Статьями 23.18 и 23.19 проектируемого Кодекса вводятся новые административные правонарушения - нарушение саморегулируемой организацией требований, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, федеральными стандартами, регулирующими ее деятельность.
Во-первых, непонятно соотношение составов, предусмотренных статьей 23.18 и 23.19 проектируемого Кодекса, поскольку в обоих случаях, предусматривается ответственность саморегулируемой организации за нарушение требований федеральных законов. При этом статья 23.18 проектируемого Кодекса применяется только в отношении саморегулируемых организаций, членство в которых является обязательным. Статья 23.19 проектируемого Кодекса такого ограничения не содержит и применяется в отношении любых саморегулируемых организаций. В связи с этим, не совсем понятно, нарушение каких именно требований федеральных законов саморегулируемыми организациями, членство в которых является добровольным, будет являться административным правонарушением.
Во-вторых, требует уточнение и статья 23.18 проектируемого Кодекса в части уточнения требований и нормативных правовых актов, нарушение которых будет являться административным правонарушением. В ином случае, на основании указанной статьи можно будет привлечь к ответственности за любое нарушение любого нормативного правового акта, в том числе и не связанного с установлением требований к деятельности саморегулируемых организаций, например, трудового. Не вносит ясности и предложенное в примечании к данной статье определение "нарушений требований", поскольку также отсылает к требованиям, установленным федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, федеральными стандартами, регулирующими деятельность саморегулируемых организаций. Следует отметить, что такой подход к установлению административной ответственности не соответствует принципу законности, предусмотренному статьей 2.5 проектируемого Кодекса. Согласно части 2 указанной статьи правовые нормы, устанавливающие административную ответственность, должны быть сформулированы точно, ясно и недвусмысленно.
В-третьих, само введение такой ответственности нуждается в дополнительном обсуждении, поскольку законодательством уже установлены негативные последствия невыполнения саморегулируемыми организациями требований федерального закона. Так, частью 4 статьи 21 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" предусмотрена процедура исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра в случае ее несоответствия требованиям статьи 3 указанного Федерального закона либо установленным другими федеральными законами требованиям к количеству членов саморегулируемой организации или размеру ее компенсационного фонда.
15. Частями 2 и 3 статьи 17.11, статьями 33.37, 33.38 предусмотрена административная ответственность за нарушения в области законодательства о геодезии и картографии. Комитет отмечает, что указанные нормы следует привести в соответствии с новым Федеральным законом от 30 декабря 2015 года N 431-ФЗ "О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
16. Вызывает сомнение в соответствии принципу справедливости и соразмерности предусмотренная часть 1 статьи 32.14 проектируемого Кодекса возможность применения к должностному лицу дисквалификации на срок от 6 месяцев до 1 года в качестве административной ответственности за неуплату административного штрафа в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
17. Статьей 34.23 предусмотрена административная ответственность за невыполнение, в том числе исполнителем, в установленный срок законного решения, предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов к продукции, в том числе к зданиям и сооружениям. По мнению Комитета, в целях избежания неоднозначного понимания и применения на практике положения указанной статьи необходимо скорректировать с учетом статьи 34.16 проектируемого Кодекса, устанавливающей административную ответственность за невыполнение законных предписаний органов государственного строительного надзора.
18. В соответствии со статьей 19.9 КоАП в настоящее время предусматривается административная ответственность за нарушение должностным лицом установленных законодательством сроков рассмотрения заявлений граждан или юридических лиц о предоставлении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных или лесных участков либо водных объектов, за удовлетворение должностным лицом заявления гражданина или юридического лица о предоставлении находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного или лесного участка либо водного объекта, которое в соответствии с законом не может быть удовлетворено, а также за отказ должностного лица в удовлетворении заявления гражданина или юридического лица о предоставлении находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного или лесного участка либо водного объекта по не предусмотренным законом основаниям.
Однако в проектируемом Кодексе отсутствует нормы, предусматривающие административную ответственность за подобные действия должностных лиц, что не может быть поддержано.
19. Пунктами 18 и 20 части 1 статьи 42.5 проектируемого Кодекса определены полномочия должностных лиц органов, осуществляющих государственный карантинный фитосанитарный надзор, государственный надзор в области безопасного обращения пестицидами и агрохимикатами и государственный земельный надзор (в отношении использования и охранных земель сельскохозяйственного назначения), а также полномочия должностных лиц органов, осуществляющих государственный земельный надзор за охраной и использованием земель. В частности, к полномочиям вышеуказанных должностных лиц предлагается отнести в числе прочего составление протоколов по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 33.5 проектируемого Кодекса (неисполнение решения коллегиального органа, координирующего и организующего деятельность по противодействию терроризму), что не соответствует функциям данных органов, выполняемых ими в государственной системе Российской Федерации.
Нуждается в уточнении и пункт 51 статьи 42.5 проектируемого Кодекса, которым определены полномочия должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный строительный надзор. Так, предлагается по аналогии с КоАП предусмотреть право таких должностных лиц на составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 24.8 (Непринятие изготовителем (продавцом, лицом, выполняющем функции иностранного изготовителя) необходимых мер по предотвращению возможного вреда, связанного с обращением продукции, несоответствующей требованиям технических регламентов) и 24.9 проектируемого Кодекса (Невыполнение требований о представлении образцов продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования).
Кроме того, учитывая, что некоторые нарушения могут быть выявлены в ходе осуществления государственного строительного надзора, представляется целесообразным наделить указанные должностные лица правом составлять протоколы также об административных правонарушениях, предусмотренных в частности статьями 18.2 (Нарушение требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений), 22.6 (Несоблюдение установленных правил и норм, регулирующих порядок проектирования, строительства (построения), ввода в эксплуатацию и эксплуатации сетей и сооружений связи), 37.28 проектируемого Кодекса (Невыполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий).
Также Комитет отмечает необходимость установление аналогичных прав по составлению протоколов в отношении должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный строительный надзор (п. 2 ч. 1 ст. 42.10 проектируемого Кодекса), поскольку вышеуказанные правонарушения могут быть выявлены в ходе государственного строительного надзора любых объектов, в том числе и поднадзорных органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
20. Проектируемым Кодексом по сравнению с КоАП из полномочий органов государственного земельного надзора (статья 43.25) исключаются полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях за самовольное занятие земельного участка (статья 15.4) и за использование земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования юридическим лицом, не выполнившим в установленный федеральным законом срок обязанности по переоформлению такого права на право аренды земельного участка или по приобретению этого земельного участка в собственность (статья 15.5), что представляется необоснованным.
21. Проектируемым Кодексом существенно сокращаются полномочия органов государственного строительного надзора по рассмотрению дел об административных правонарушениях. Так, они вправе рассматривать только дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 18.4, частями 2, 4 и 5 статьи 18.5 проектируемого Кодекса (ст. 43.55 проектируемого Кодекса).
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 18.4, статьями 18.5, 18.6 проектируемого Кодекса, предлагается отнести только к подведомственности судов.
Следует отметить, что по ряду административных правонарушений (часть 3 статьи 18.3, статья 24.1), дела о которых в настоящее время рассматривают органы государственного строительного надзора, не отнесены ни к компетенции указанных органов, ни к подведомственности судов. Также следует отметить, что должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный строительный надзор, вообще лишены права составлять протоколы об административных правонарушениях в сфере законодательства о градостроительной деятельности, рассмотрение дел о которых отнесено к исключительно подведомственности судов.
По мнению Комитета, такой подход не обеспечит своевременность и неотвратимость привлечения к административной ответственности, приведет к неоправданной загруженности судов, а в ряде случаев вообще к невозможности привлечения к административной ответственности.
Представляется необходимым сохранить действующее правовое регулирование в части полномочий органов государственного строительного надзора по рассмотрению дел об административных правонарушениях, сохранив за ними рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 18.4, 18.5, 18.6 (в части административных правонарушений, совершенных лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию объектов капитального строительства), частью 3 статьи 18.13, статьей 24.1 проектируемого Кодекса.
22. Статьей 43.65 проектируемого Кодекса предусмотрены полномочия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по рассмотрению дел об административных правонарушениях. Указанный орган предлагается наделить полномочием по рассмотрению дел, предусмотренных статьей 23.15 проектируемого Кодекса "Нарушение законодательства Российской Федерации о туристской деятельности".
Необходимо уточнить о каких конкретно административных правонарушениях идет речь, учитывая, что к компетенции указанного органа, по сути, относится рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 23.17 (Нарушение саморегулируемой организацией обязанностей по раскрытию информации), 23.18 (Нарушение саморегулируемой организацией требований, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, федеральными стандартами, регулирующими ее деятельность), 23.19 проектируемого Кодекса (Нарушение саморегулируемой организацией требований федеральных законов).
Председатель Комитета |
А.Ю. Русских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.