Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 28 февраля 2016 г. N 5.1-01/495
по проекту федерального закона N 957628-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации",
принятому Государственной Думой 26 февраля 2016 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона был внесен в Государственную Думу депутатами Государственной Думы Д.Ф. Вяткиным, З.А. Муцоевым и другими 18 декабря 2015 года (законопроект N 957628-6).
Федеральным законом вносятся изменения в федеральные законы "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", "О политических партиях", "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", в Федеральный закон "Об исполнительном производстве", в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в приложение к Федеральному закону "Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" как содержательного, так и редакционного характера.
Федеральным законом, в частности, устанавливается, что официальный сайт Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, официальные сайты избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещаются на едином портале, создаваемом по решению ЦИК России.
Уточняется, что при проведении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) кандидат для избрания на указанную должность представляет сведения о кандидатурах для наделения полномочиями члена Совета Федерации, подтверждающие, что данные лица отвечают требованиям, предусмотренным статьей 2 Федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации".
Предлагается компенсировать члену комиссии с правом решающего голоса, работающему в комиссии не на постоянной (штатной) основе, за счет и в пределах бюджетных средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума, расходы по проезду, найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства, в случае если в соответствии с решением комиссии он направляется за пределы населенного пункта, на территории которого расположена комиссия, для исполнения полномочий члена комиссии. Указанная компенсация производится в порядке и размерах, предусмотренных для возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам, заключившим трудовой договор в государственных органах, органах местного самоуправления (соответственно виду и уровню проводимых выборов, референдума).
Устанавливается возможность закупки у единственного поставщика информационных материалов, размещаемых в помещениях избирательных комиссий, комиссий референдума и помещениях для голосования, услуг по доставке избирательной документации и иных отправлений избирательных комиссий, комиссий референдума (корреспондирующие изменения вносятся также в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в соответствии с которыми единственный поставщик будет определяться Правительством Российской Федерации по предложениям Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации).
Предусматривается, что правило о проведении всех операций по расходованию средств избирательного фонда в безналичном порядке не распространяется на случаи, когда фонд создан без открытия специального избирательного счета, а представление кандидатом финансовых отчетов не требуется, если кандидат не создавал избирательный фонд.
Устанавливаются единые правила составления списков государственных и муниципальных организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации.
Предусматривается, что в случае совмещения дня голосования на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, референдуме субъекта Российской Федерации, на выборах в органы местного самоуправления, местном референдуме с днем голосования на выборах в федеральные органы государственной власти, в ходе которых законом предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям, досрочное голосование не проводится. При проведении указанных выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, референдума субъекта Российской Федерации, выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, за исключением выборов, референдума, в котором границы избирательного округа, округа референдума находятся в пределах одного избирательного участка, участка референдума, законом субъекта Российской Федерации должно быть предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям.
При рассмотрении проекта Федерального закона во втором чтении в него были внесены поправки, регулирующие порядок освещения работы избирательных комиссий средствами массовой информации.
Устанавливается (подпункты "б", "е" пункта 12 статьи 5 Федерального закона), что на всех заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с документами, вправе присутствовать представители средств массовой информации. При этом на заседаниях комиссии при установлении ею итогов голосования, определении результатов выборов, референдума, а также при подсчете голосов избирателей, участников референдума вправе присутствовать представители средств массовой информации, работающие в редакции средства массовой информации на основании заключенного не менее чем за два месяца до дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, референдума трудового или возмездного гражданско-правового договора, и аккредитованные в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации или, по ее поручению - избирательной комиссией субъекта Российской Федерации. Заявки на аккредитацию для осуществления указанных полномочий должны быть поданы редакциями средств массовой информации в комиссию не позднее чем за 3 дня до дня голосования (досрочного голосования). Указанные представители средств массовой информации вправе находиться в помещении для голосования в день голосования, в дни досрочного голосования, а также производить фото- и видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря соответствующей комиссии.
Устанавливается возможность комиссией, организующей выборы, референдум, признавать открепительные удостоверения недействительными в случаях, если голосование по таким открепительным удостоверениям повлечет нарушение избирательных прав граждан, права граждан на участие в референдуме (подпункт "г" пункта 35 статьи 5 Федерального закона). Данная норма не предусматривает конкретные основания для признания открепительного удостоверения недействительным, как это установлено действующей редакцией пункта 15 статьи 62 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" применительно к утрате бланка открепительного удостоверения.
Уточняются сроки рассмотрения жалоб на конкретные действия избирательных комиссий как в ходе выборов, так и в период между выборами. В частности, предусматривается, что жалоба на решение комиссии о регистрации или об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, о заверении или об отказе в заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам может быть подана в течение десяти дней со дня принятия обжалуемого решения. Жалоба на решение, действие (бездействие) избирательной комиссии, комиссии референдума по иным вопросам в период избирательной кампании, кампании референдума может быть подана в соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума в течение пятнадцати дней, а после завершения избирательной кампании - в течение одного месяца со дня принятия обжалуемого решения. Жалоба на решение и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, может быть подана в период избирательной кампании, кампании референдума в течение пяти дней со дня принятия обжалуемого решения, а после завершения избирательной кампании - в течение пятнадцати дней со дня принятия обжалуемого решения. Указанные сроки восстановлению не подлежат.
Вносятся также многочисленные изменения редакционного и юридико-технического характера.
Федеральным законом предусматриваются также изменения в Федеральный закон от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Устанавливается, что в региональные группы могут группироваться граничащие между собой субъекты Российской Федерации и субъект Российской Федерации, не граничащий с другими субъектами Российской Федерации, или два субъекта Российской Федерации, один из которых не граничит с другими субъектами Российской Федерации.
Устанавливается запрет физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, осуществлять работы (оказывать услуги) по изготовлению печатных предвыборных агитационных материалов.
Предусматривается, что при оборудовании помещения для голосования должны обеспечиваться условия для беспрепятственного доступа к данному помещению избирателей, являющихся инвалидами, и оказываться помощь при голосовании.
Уточняется, что если фамилии, имена и отчества двух или более кандидатов совпадают полностью, сведения о кандидатах размещаются в избирательном бюллетене в соответствии с датами рождения кандидатов, при этом, если один или большее число кандидатов меняли фамилию и (или) имя и (или) отчество в период избирательной кампании либо в течение года до дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, в бюллетене также указываются прежние фамилия, имя, отчество кандидата. Аналогичная норма включается в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
До 40 миллионов рублей увеличивается предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда кандидата (в настоящее время - 15 миллионов рублей).
В Федеральном законе "О политических партиях" уточняется срок извещения избирательной комиссии соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления - не позднее чем за один день до дня проведения мероприятия при проведении мероприятия в пределах населенного пункта, в котором расположена избирательная комиссия, и не позднее чем за три дня до дня проведения мероприятия за его пределами (в настоящее время установлено требование о заблаговременном извещении).
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополняется новой статьей 5.69, устанавливающей административную ответственность за вмешательство в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах, создание помех участию избирателей, участников референдума в голосовании при условии, что эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Указанное вмешательство влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей, на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. В названном Кодексе Российской Федерации также уточняются редакции статей 5.12 (ответственность за изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах), 5.14 (умышленное уничтожение или повреждение агитационного материала либо информационного материала, относящегося к выборам, референдуму) и 5.21 (ответственность за несвоевременное перечисление средств избирательным комиссиям, комиссиям референдума, кандидатам, избирательным объединениям, инициативным группам по проведению референдума, иным группам участников референдума), вносятся незначительные редакционные изменения в ряд других статей, а статья 5.51 (нарушение организацией, индивидуальным предпринимателем, выполняющими работы или оказывающими услуги по изготовлению агитационных печатных материалов, правил изготовления агитационных печатных материалов) признается утратившей силу.
В Законе Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" из оснований лишения статуса безработного исключается факт исполнения полномочия членов избирательных комиссий и получения в связи с этим соответствующих выплат.
Изменения в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" направлены на исключение применения таких мер принудительного исполнения, как обращение взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах должника в банках и иных кредитных организациях, в отношении специальных избирательных счетов, специальных счетов фондов референдума.
При рассмотрении проекта Федерального закона во втором чтении он был дополнен новой статьей, предусматривающей внесение изменений в статью 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Согласно указанным изменениям, если срок полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), высшего должностного лица автономного округа (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти автономного округа) истекает в год проведения выборов депутатов Государственной Думы очередного созыва, то днем голосования является день голосования на указанных выборах, а не второе воскресенье сентября, как это установлено в действующей редакции. Эта же дата устанавливается и применительно к случаю досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Отмечаем, что предмет регулирования Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, однако вносимые в названный Федеральный закон изменения в субъекты Российской Федерации не направлялись.
Статьей 11 Федерального закона специально устанавливается, что если срок полномочий избирательной комиссии субъекта Российской Федерации истекает в 2016 году после 29 мая, полномочия этой избирательной комиссии продлеваются до окончания избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы седьмого созыва.
Устанавливается также порядок формирования указанной избирательной комиссии после официального опубликования общих результатов выборов депутатов Государственной Думы седьмого созыва.
Федеральный закон принят по предметам ведения Российской Федерации, установленным пунктами "в" (регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина), "г" (установление порядка деятельности федеральных органов исполнительной власти), "е" (установление основ федеральной политики в области социального развития Российской Федерации) и "ж" (установление правовых основ единого рынка, финансовое регулирование) статьи 71 Конституции Российской Федерации, а также в пределах полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленным подпунктами "к" (административное, трудовое законодательство) и "н" (установление общих принципов организации системы органов государственной власти) части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, антикоррупционная экспертиза проведена, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон в соответствии с его статьей 13 вступает в силу со дня его официального опубликования. При этом положения измененных Федеральным законом статей и приложений Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" будут применяться к правоотношениям, связанным с проведением выборов, назначенных после дня вступления в силу Федерального закона.
Федеральный закон в соответствии с пунктом "в" статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку содержит вопросы финансового регулирования, и его рассмотрение Советом Федерации должно быть начато не позднее 12 марта 2016 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителям Председателя Совета Федерации Е.В. Бушмину и Г.Н. Кареловой, председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишасу, председателю Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Д.И. Азарову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации А.В. Яцкину.
Заместитель Руководителя Аппарата |
Ю.А. Шарандин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.