Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 1 марта 2016 г. N 3.1-05/668
по Федеральному закону "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации",
принятому Государственной Думой 26 февраля 2016 года
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации" (проект N 957628-6) (далее - Федеральный закон), отмечает следующее.
Проект Федерального закона был внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума) депутатами Государственной Думы Д.Ф. Вяткиным, З.А. Муцоевым, П.И. Пимашковым, В.В. Ивановым 18 декабря 2015 года и был принят Государственной Думой 22 января 2016 года в первом чтении, 26 февраля 2016 года во втором и в третьем чтениях.
Федеральный закон направлен на совершенствование норм о выборах и референдуме в целях унификации избирательных действий и процедур, обеспечения открытости и доступности информации, агитационных материалов для избирателей, упорядочения отдельных этапов избирательного процесса в целях решения вопросов, выявленных в ходе мониторинга правоприменительной практики.
В этих целях вносятся изменения в Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральный закон от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях", Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральный закон от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", Федеральный закон от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Федеральный закон от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", Федеральный закон "Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
Федеральным законом устанавливается, что кандидат считается выдвинутым, а избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата после предоставления в избирательную комиссию документов, предусмотренных статьей 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Устанавливается запрет на отзыв письменного заявления о снятии кандидатуры, представленного в избирательную комиссию.
Федеральный закон предусматривает дополнительные требования к порядку информационного обеспечения выборов и референдума, оплаты расходов на проведение предвыборной агитации, определения начала агитационного периода. Официальный сайт Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, официальные сайты избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещаются на едином портале, создаваемом по решению ЦИК России.
Кандидат для избрания на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) представляет сведения о кандидатурах для наделения полномочиями члена Совета Федерации, подтверждающие, что данные лица отвечают требованиям, предусмотренным статьей 2 Федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации".
Члену комиссии с правом решающего голоса, работающему в комиссии не на постоянной (штатной) основе, Федеральным законом предлагается компенсировать за счет и в пределах бюджетных средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума, расходы по проезду, найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства, в случае если в соответствии с решением комиссии он направляется за пределы населенного пункта, на территории которого расположена комиссия, для исполнения полномочий члена комиссии. Указанная компенсация производится в порядке и размерах, предусмотренных для возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам, заключившим трудовой договор в государственных органах, органах местного самоуправления (соответственно виду и уровню проводимых выборов, референдума).
Согласно Федеральному закону организации, индивидуальные предприниматели, выполняющие работы (оказывающие услуги) по подготовке и размещению агитационных материалов, обязаны обеспечить кандидатам, избирательным объединениям, инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума равные условия оплаты своих работ (услуг).
Возможность закупки у единственного поставщика предлагается установить в отношении информационных материалов, размещаемых в помещениях избирательных комиссий, комиссий референдума и помещениях для голосования, услуг по доставке избирательной документации и документов, связанных с подготовкой и проведением референдума и иных отправлений избирательных комиссий, комиссий референдума. Корреспондирующие изменения вносятся в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в соответствии с которыми единственный поставщик будет определяться Правительством Российской Федерации по предложениям Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Все денежные средства, образующие избирательный фонд, фонд референдума, перечисляются на специальный избирательный счет, специальный счет фонда референдума, открытый с разрешения соответствующей комиссии кандидатом либо его уполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума в филиале публичного акционерного общества "Сбербанк России", а при его отсутствии на территории избирательного округа, округа референдума (при проведении муниципальных выборов, местного референдума - при его отсутствии на территории соответствующего муниципального района, городского округа) в другой кредитной организации, расположенной на территории соответственно избирательного округа, округа референдума, муниципального района, городского округа. В случае отсутствия соответственно на территории избирательного округа, территории проведения референдума, муниципального района, городского округа кредитных организаций кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума определяют по согласованию с соответствующей комиссией кредитную организацию, в которой открывается специальный избирательный счет, специальный счет фонда референдума.
Федеральным законом устанавливаются единые правила составления списков государственных и муниципальных организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации (далее - СМИ). Также по аналогии с организациями телерадиовещания и редакциями периодических печатных изданий предлагается урегулировать правовой статус сетевых изданий. Для всех видов организаций, осуществляющих выпуск СМИ, устанавливается единый агитационный период, который начинается за 28 дней до дня голосования и заканчивается в ноль часов по местному времени в день, предшествующий дню голосования.
В случае совмещения дня голосования на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, референдуме субъекта Российской Федерации, на выборах в органы местного самоуправления, местном референдуме с днем голосования на выборах в федеральные органы государственной власти, в ходе которых законом предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям, согласно Федеральному закону досрочное голосование не проводится. При проведении указанных выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, референдума субъекта Российской Федерации, выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, за исключением выборов, референдума, в котором границы избирательного округа, округа референдума находятся в пределах одного избирательного участка, участка референдума, законом субъекта Российской Федерации должно быть предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям.
Федеральным законом уточняется порядок передачи данных протокола участковой комиссии об итогах голосования. При наличии соответствующего оборудования указанные данные передаются в вышестоящую комиссию с использованием ГАС "Выборы". При наличии соответствующего оборудования данные протокола участковой комиссии об итогах голосования сразу после подписания протокола членами участковой комиссии, сформированной на избирательном участке, образованном в труднодоступной или отдаленной местности, на судне, которое будет находиться в день голосования в плавании, на полярной станции либо за пределами территории Российской Федерации, передаются по техническим каналам связи в вышестоящую комиссию с обязательным последующим представлением первого экземпляра протокола и приложенных к нему документов, а также иной избирательной документации, включая бюллетени, в вышестоящую комиссию при первой возможности непосредственно либо через дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации.
В качестве нового основания для отмены судом решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов закрепляется установление факта отсутствия пассивного избирательного права у кандидата, признанного избранным.
Федеральным законом уточняются сроки подачи жалоб на решения, действия (бездействия) избирательных комиссий. В частности, предусматривается, что жалоба на решение комиссии о регистрации или об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, о заверении или об отказе в заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам может быть подана в течение десяти дней со дня принятия обжалуемого решения. Жалоба на решение, действие (бездействие) избирательной комиссии, комиссии референдума по иным вопросам в период избирательной кампании, кампании референдума может быть подана в соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума в течение пятнадцати дней, а после завершения избирательной кампании - в течение тридцати дней со дня принятия обжалуемого решения. Жалоба на решение и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, может быть подана в период избирательной кампании, кампании референдума в течение пяти дней со дня принятия обжалуемого решения, а после завершения избирательной кампании - в течение пятнадцати дней со дня принятия обжалуемого решения. Указанные сроки восстановлению не подлежат.
Обеспечению прав инвалидов должна способствовать норма, предусматривающая, что при оборудовании помещения для голосования должны обеспечиваться предусмотренные законодательством Российской Федерации условия для беспрепятственного доступа к данному помещению избирателей, являющихся инвалидами, и голосования в нем.
Федеральным законом устанавливается запрет физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, осуществлять работы (оказывать услуги) по изготовлению печатных предвыборных агитационных материалов.
Согласно Федеральному закону если фамилии, имена и отчества двух или более кандидатов совпадают полностью, сведения о кандидатах размещаются в избирательном бюллетене в соответствии с датами рождения кандидатов (первыми указываются сведения о старшем кандидате), при этом, если один или более кандидатов меняли фамилию и (или) имя и (или) отчество в период избирательной кампании либо в течение года до дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, в бюллетене также указываются прежние фамилия, имя, отчество кандидата.
Корреспондирующие изменения вносятся в Федеральный закон от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". В указанном Федеральном законе также предусматривается, что в региональные группы могут группироваться граничащие между собой субъекты Российской Федерации и субъект Российской Федерации, не граничащий с другими субъектами Российской Федерации, или два субъекта Российской Федерации, один из которых не граничит с другими субъектами Российской Федерации. Закрепляются положения, согласно которым на всех заседаниях любой избирательной комиссии, а также при подсчете голосов избирателей и осуществлении соответствующей участковой или территориальной избирательной комиссией работы со списками избирателей, с избирательными бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами и со сводными таблицами об итогах голосования вправе присутствовать члены и работники аппаратов вышестоящих избирательных комиссий, кандидат, зарегистрированный данной или вышестоящей избирательной комиссией, либо его уполномоченный представитель по финансовым вопросам или доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо политической партии, зарегистрировавшей федеральный список кандидатов, либо кандидат из указанного списка. На заседании окружной избирательной комиссии, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, вправе присутствовать этот кандидат либо его уполномоченный представитель по финансовым вопросам. На заседании Центральной избирательной комиссии Российской Федерации на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации федерального списка кандидатов вправе присутствовать уполномоченный представитель политической партии, выдвинувшей этот федеральный список кандидатов. Для присутствия на заседаниях избирательной комиссии и при осуществлении ею работы с указанными документами перечисленным лицам не требуется дополнительное разрешение избирательной комиссии.
В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях уточняются редакции статьей 5.12 (ответственность за изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах), 5.14 (умышленное уничтожение или повреждение агитационного материала или информационного материала, относящегося к выборам, референдуму), 5.21 (ответственность за несвоевременное перечисление средств избирательным комиссиям, комиссиям референдума, кандидатам, избирательным объединениям, инициативным группам по проведению референдума, иным группам участников референдума) и 5.51 (ответственность организаций, индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы или оказывающих услуги по изготовлению агитационных печатных материалов, за нарушение правил изготовления агитационных печатных материалов).
В Федеральном законе от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" уточняется срок извещения избирательной комиссии соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления - не позднее чем за один день до дня проведения мероприятия при проведении мероприятия в пределах населенного пункта, в котором расположена избирательная комиссия, и не позднее чем за три дня до дня проведения мероприятия за его пределами и допускать представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия (в настоящее время установлено требование о заблаговременном извещении).
В Законе Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" из оснований лишения статуса безработного исключается факт исполнения полномочия членов избирательных комиссий и получения в связи с этим соответствующих выплат.
Изменения в Федеральный закон от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" направлены на исключение применения таких мер принудительного исполнения, как обращение взыскания на денежные средства, находящиеся на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.
В ходе рассмотрения проекта Федерального закона в его текст были внесены поправки юридико-технического и редакционного характера, которыми предусмотрены следующие положения.
На заседаниях комиссии при установлении ею итогов голосования, определении результатов выборов, референдума, а также при подсчете голосов избирателей, участников референдума вправе присутствовать представители СМИ, работающие в редакции СМИ на основании заключенного не менее чем за два месяца до дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, референдума трудового или возмездного гражданско-правового договора, аккредитованные в соответствии с пунктом 11.2 статьи 30 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Указанные представители средств массовой информации вправе находиться в помещении для голосования в день голосования, в дни досрочного голосования, а также производить фото- и видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря соответствующей комиссии. Порядок аккредитации представителей СМИ устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации или, по ее поручению - избирательной комиссией субъекта Российской Федерации.
В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливается ответственность за вмешательство в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий, повлекшее нарушение установленного законодательством о выборах и референдумах порядка работы избирательной комиссии, а равно создание помех участию избирателей, участников референдума в голосовании.
В соответствии с изменениями, вносимыми в Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", если голосование по избранию высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) должно состояться в год проведения выборов депутатов Государственной Думы очередного созыва, то оно проводится в день голосования на указанных выборах.
Федеральным законом устанавливаются особенности формирования избирательной комиссии субъекта Российской Федерации в 2016 году, порядок приема предложений по новому составу избирательной комиссии субъекта Российской Федерации и сроки ее первого заседания. Если срок полномочий избирательной комиссии субъекта Российской Федерации истекает в 2016 году после 29 мая, полномочия этой избирательной комиссии продлеваются до окончания избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы седьмого созыва. Формирование нового состава такой избирательной комиссии субъекта Российской Федерации не производится до дня официального опубликования общих результатов выборов депутатов Государственной Думы.
Федеральный закон принят по предмету ведения Российской Федерации, установленному пунктом "в" (регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина) статьи 71 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон согласуется с Конституцией Российской Федерации и системой федерального законодательства.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, так как затрагивает вопросы, предусмотренные пунктом "в" статьи 106 Конституции Российской Федерации.
Коррупциогенных факторов в Федеральном законе не выявлено.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации".
Заместитель председателя Комитета |
Л.H. Бокова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.