Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 980099-6 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации" (в части уточнения процедур предоставления документов в целях упрощения получения разрешения на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию),
внесенный депутатами Государственной Думы Т.О. Алексеевой, М.Л. Шаккумом, Е.А. Гришиным, И.И. Гильмутдиновым, В.М. Кононовым, В.А. Малашенко
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 15 февраля 2016 года (протокол N 282, п. 127) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 980099-6 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации" (в части уточнения процедур предоставления документов в целях упрощения получения разрешения на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию) (далее - законопроект), внесенный депутатами Государственной Думы Т.О. Алексеевой, М.Л. Шаккумом, Е.А. Гришиным, И.И. Гильмутдиновым, В.М. Кононовым, В.А. Малашенко.
Авторами законопроекта предлагается внести изменения в статьи 51 и 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрадК РФ), в числе которых предлагается законодательно установить трехдневный срок для предоставления документов, необходимых для выдачи разрешений на строительство и для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, государственными органами, органами местного самоуправления и подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями, в распоряжении которых находятся указанные документы в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.
В тексте пояснительной записки к законопроекту указано, что данный проект федерального закона направлен на устранение административных барьеров и на снижение издержек бизнеса связанных с получением разрешения на строительство.
В части вопросов ведения Комитета по данному законопроекту необходимо отметить следующее.
Согласно нормам статей 14 - 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных ГрадК РФ, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, среди прочих, относится к вопросам местного значения муниципальных образований.
Частью 3 статьи 55 ГрадК РФ предусмотрено, что для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории;
3) разрешение на строительство;
4) акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора);
5) документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство;
6) документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства;
7) документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);
8) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта;
9) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 ГрадК РФ;
10) документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;
11) акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, утвержденный соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", при проведении реставрации, консервации, ремонта этого объекта и его приспособления для современного использования;
12) технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Таким образом, ряд документов, указанных в части 3 статьи 55 Град РФ, не находится в распоряжении органов, предоставляющих государственные (муниципальные) услуги, и не может быть представлен по межведомственным запросам органов, указанных в части 2 статьи 55 ГрадК РФ.
При этом, по мнению Комитета, документы для различных процедур (выдачи разрешений на строительство и для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию) должны также предоставляться застройщиком в целях учета возможных изменений проектных параметров (которое может произойти за 3 (и более) года капитального строительства), что не несет существенной нагрузки на застройщика, но позволяет учесть изменения.
Освобождение же застройщика от необходимости представления вышеуказанных документов при принятии решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию возможно лишь в случае неизменных параметров ранее предоставляемых документов при получении разрешения на строительство, что также возможно установить лишь в случае проверки соответствия данных документов, что обусловливает необходимость их повторного представления в органы, уполномоченные на выдачу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Вместе с тем, согласно части 1 ГрадК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Таким образом, исключение норм части 3 статьи 55 ГрадК РФ, проектируемое авторами представленного законопроекта, может повлечь нарушения застройщиками градостроительного законодательства.
В то же время в части проектируемой авторами нормы о предоставлении проектной документации по капитальному строительству преимущественно в электронной форме или на электронном носителе не в полной мере согласуется с требованиями к качеству предоставляемых материалов и срокам их хранения, предусмотренным нормами статьи 22 Федерального закона от 22 октября 2004 года N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации".
В связи с изложенным в рамках вопросов своего ведения Комитет по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления поддерживает данный законопроект в части унификации административных требований по установлению разумных сроков предоставления необходимой документации для создания объектов капитального строительства с учетом указанных замечаний.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.