Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по земельным отношениям и строительству
(шестого созыва)
по проекту федерального закона N 961795-6 "О внесении изменений в статьи 39.2 и 39.21 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в части изменения полномочий органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена) - внесен депутатами Государственной Думы А.Ю. Русских, М.Л.Шаккумом, А.Л. Маркиным, Д.В. Волковым, И.Ю. Фахритдиновым, С.Ю. Фабричным, Б.В. Агаевым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству рассмотрел проект федерального закона N 961795-6 "О внесении изменений в статьи 39.2 и 39.21 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в части изменения полномочий органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена), внесенный депутатами Государственной Думы А.Ю. Русских, М.Л.Шаккумом, А.Л. Маркиным, Д.В. Волковым, И.Ю. Фахритдиновым, С.Ю. Фабричным, Б.В. Агаевым (далее - Законопроект), и сообщает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) в части изменения полномочий органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Комитет считает необходимым отметить с 1 марта 2015 года в соответствии с пунктом 2 статьи 33 Закона N 137-ФЗ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:
- органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом;
- органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
Таким образом, с 1 марта 2015 года органы местного самоуправления муниципальных районов утрачивают полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в границах городских и сельских поселений, в случае, если на территории таких поселений утверждены правила землепользования и застройки. До 1 марта 2015 года органы местного самоуправления муниципальных районов обладали такими полномочиями в силу пункта 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, который в настоящее время утратил силу.
Законопроектом предусматривается сохранение полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, только за органами местного самоуправления городских поселений. Применительно к территориям сельских поселений полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, предлагается вернуть органам местного самоуправления муниципальных районов.
Следует учитывать, что необходимость передачи полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, от муниципальных районов поселениям на момент принятия Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 171-ФЗ) была обоснована тем, что вопросы местного значения в области градостроительной деятельности как взаимосвязанные с полномочиями в области земельных отношений были закреплены именно за органами местного самоуправления поселений, а не за муниципальными районами (пункт 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации). В связи с этим представлялся правильным подход, при котором полномочия в области земельных отношений и градостроительной деятельности исполнялись одним и тем же органом местного самоуправления, что обеспечивало бы комплексное регулирование таких взаимосвязанных вопросов, как предоставление земли и размещение объектов капитального строительства в границах муниципальных образований.
Вместе с тем, в соответствии с положениями Федерального закона от 27 мая 2014 года N 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности, предусмотренные пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", сохранены только за органами местного самоуправления городских поселений, в связи с чем подход, предусмотренный Законом N 171-ФЗ, в настоящее время сохраняет свою актуальность только применительно к городским поселениям. В свою очередь, органы местного самоуправления сельских поселений могут быть наделены полномочиями в области градостроительной деятельности только на основании закона субъекта Российской Федерации. В ином случае такие полномочия исполняются органами местного самоуправления муниципальных районов.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2014 года N 383-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" с 1 января 2015 года органы местного самоуправления сельских поселений лишены доходов от продажи или аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (ранее в бюджеты сельских поселений поступало 50% таких доходов). Со дня вступления в силу данного закона все доходы от сделок с такими земельными участками, расположенными на территории сельских поселений, поступают в бюджеты муниципальных районов. Вместе с тем, применительно к бюджетам городских поселений правило о зачислении в такие бюджеты платы от продажи и аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осталось неизмененным.
В связи с этим, по мнению Комитета, в настоящее время полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, целесообразно сохранить за органами местного самоуправления городских поселений. При этом полномочия сельских поселений по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, целесообразно вернуть органам местного самоуправления муниципальных районов, что будет обеспечивать сбалансированное правовое регулирование в данной сфере с учетом положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
На основании вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству поддерживает законопроект и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Ю. Русских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.