Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 954041-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
В новой части 1.1 статьи 3 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 214-ФЗ) определено право застройщика заключить с одним или несколькими юридическими лицами договор поручительства. Указанное положение проекта необходимо соотнести с действующей статьей 15.1 Федерального закона N 214-ФЗ, также предусматривающей возможность обеспечения исполнения обязательств застройщика по договору поручительством банка. Исходя из общего характера проектируемых норм 1.1 статьи 3 Федерального закона N 214-ФЗ полагаем, что они распространяются и на случаи, предусмотренные статьей 15.1 Федерального закона N 214-ФЗ.
В проектируемом пункте 1 части 2 статьи 3 Федерального закона N 214-ФЗ требует уточнения понятие "средняя цена одного квадратного метра" (возможно, имеется в виду средняя рыночная цена). Кроме того, пункт 8 указанной части после слова "бухгалтерской" следует дополнить словом "(финансовой)".
В пункте 6 части 2 проектируемой статьи 3.1 Федерального закона N 214-ФЗ следует пояснить термин "бенефициарные владельцы застройщика".
Полагаем, что предусмотренный законопроектом механизм привлечения денежных средств участников долевого строительства путем размещения им таких средств в счет цены договора участия в долевом строительстве на счетах эскроу и осуществления застройщиком строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости за счет предоставления целевого кредита банком, в котором открыты указанные счета (проектируемые статьи 15.3, 15.4 Федерального закона N 214-ФЗ), является дорогостоящим для граждан - участников долевого строительства. Кроме того, в проектируемой статье 15.4 Федерального закона N 214-ФЗ нуждается в обсуждении установление особенностей открытия, ведения и закрытия счета эскроу для расчетов по договору участия в долевом строительстве, поскольку в положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) о договоре счета эскроу не предусмотрена возможность установления указанных особенностей федеральным законом. В статье 860.7 ГК РФ определено применение к отношениям сторон в связи с открытием, обслуживанием и закрытием счета эскроу общих положений о банковском счете.
В проектируемой части 1.4 статьи 18 Федерального закона N 214-ФЗ следует уточнить, о какой ответственности должностных лиц застройщика за нецелевое использование застройщиком денежных средств, уплачиваемых участниками долевого строительства, идет речь. При этом отмечаем, что, например, в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, такая ответственность не установлена.
В новой редакции части 2 статьи 19 Федерального закона N 214-ФЗ используемый термин "электронная цифровая подпись" следует согласовать с нормой статьи 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи", согласно которой видами электронных подписей являются простая электронная подпись и усиленная электронная подпись. Различаются усиленная неквалифицированная электронная подпись и усиленная квалифицированная электронная подпись.
В соответствии с новым пунктом 2.1 части 6 статьи 23 Федерального закона N 214-ФЗ контролирующий орган вправе получать в порядке межведомственного информационного взаимодействия от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, документы и информацию, необходимые для осуществления контроля. В связи с этим обращаем внимание на то, что согласно статье 102 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговую тайну составляют любые полученные, в том числе налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений, указанных в статье 102 НК РФ. С учетом этого реализация положений проекта о передаче контролирующему органу какой-либо информации возможна только с соблюдением требований статьи 102 НК РФ о налоговой тайне.
Статья 23 Федерального закона N 214-ФЗ дополняется новой частью 18 о полномочиях контролирующего органа при осуществлении контроля (надзора) за привлечением денежных средств граждан жилищно-строительными кооперативами (подпункт "г" пункта 11 статьи 1 проекта). В связи с этим отмечаем, что с учетом нормы пункта 3 части 2 статьи 1 Федерального закона N 214-ФЗ, согласно которой привлечение денежных средств граждан для строительства осуществляется жилищно-строительными кооперативами в соответствии с федеральными законами, регулирующими деятельность таких кооперативов, полномочия контролирующего органа при осуществлении контроля за деятельностью жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома, установлены в части 2 статьи 123.2 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.