Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 141506-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект) разработан во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака N ДК-П9-343 от 26 января 2016 г. в целях усиления ответственности органов исполнительной власти городов федерального значения и органов местного самоуправления за несоблюдение требований к схемам теплоснабжения, разработки и утверждения схем теплоснабжения.
Схема теплоснабжения является стратегическим документом по планированию развития города, поселения, разрабатываемым на 15 лет. Схема теплоснабжения определяет развитие теплоэнергетического комплекса города на долгосрочный период. На основании этого документа разрабатываются инвестиционные программы теплоснабжающих организаций, определяется загрузка источников тепловой энергии, формируются тарифы на товары и услуги в сфере теплоснабжения, в том числе плата за подключение, а также в схеме теплоснабжения определяется единая теплоснабжающая организация.
Отсутствие утвержденной схемы теплоснабжения приводит к невозможности принятия оптимальных инвестиционных решений, к затягиванию сроков назначения единой теплоснабжающей организации, сроков подключения потребителей к системам теплоснабжения, к необоснованному усложнению договорных схем в системе теплоснабжения и к многочисленным спорам между участниками отношений. К таким же негативным последствиям приводит и утверждение схемы теплоснабжения с нарушениями установленных требований.
Первоначальный срок утверждения схем теплоснабжения установлен частью 3 статьи 29 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" - 31 декабря 2011 г. (далее - Закон о теплоснабжении).
В настоящее время обеспечено первичное утверждение всех 39 схем теплоснабжения крупных городов России (500 тыс. человек и более), полномочиями на утверждение которых наделено Минэнерго России. По данным мониторинга, проведенного Минстроем России, по состоянию на 1 января 2017 г. в поселениях, городских округах с населением менее 500 тыс. человек до сих пор не утверждены схемы теплоснабжения в 1,8% случаев.
В соответствии с частью 3 статьи 23 Закона о теплоснабжении схемы теплоснабжения подлежат ежегодной актуализации. Согласно пункту 24 требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. N 154, актуализация схемы теплоснабжения должна быть осуществлена не позднее 15 апреля года, предшествующего году, на который актуализируется схема. По данным мониторинга ежегодная актуализация схем теплоснабжения поселений, городских округов происходит с существенным нарушением сроков актуализации, а часть схем вообще не актуализируется в течение нескольких лет после первичного утверждения.
Законопроектом предлагается дополнить полномочия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, полномочием по выдаче предписаний об устранении нарушений требований к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения.
Также законопроект предусматривает внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности для органов исполнительной власти городов федерального значения и органов местного самоуправления за нарушение требований к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения, нарушение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации порядка осуществления мониторинга разработки и утверждения схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее чем пятьсот тысяч человек.
В том числе предлагается определить одним из составов правонарушений неразмещение информации о месте проведения публичных слушаний по проекту схемы теплоснабжения. Необходимость такого дополнения обусловлена тем, что предусмотренные законом требования к публичности и прозрачности процедуры обсуждения проектов схем теплоснабжения часто не соблюдаются из-за отсутствия каких-либо санкций.
Размеры штрафных санкций устанавливаются по аналогии со сходными по последствиям статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом ужесточения наказания за повторное совершение правонарушения. Последствия от нарушений в части схем теплоснабжения выражаются в потенциальном снижении надежности и экономическом ущербе для потребителей системы. Такие последствия аналогичны последствиям существующих составов административного правонарушения, определенных статьями 9.16 и 9.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (о нарушениях законодательства об энергосбережении и о нарушении нормативов запасов топлива на станциях соответственно).
Внесение вышеуказанных изменений в нормативные правовые акты обеспечит своевременные разработку, утверждение и актуализацию схем теплоснабжения, а также соответствие этих документов требованиям законодательства, что в свою очередь позволит выполнить требования к надежности и бесперебойности теплоснабжения поселений, обеспечит принятие оптимальных инвестиционных и тарифных решений, создаст условия для сокращения сроков подключения к системам теплоснабжения.
Принятие и реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" внесения изменений в федеральные законы не потребует.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не повлечет за собой необходимость признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации.
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" потребует внесения изменений в следующие нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации:
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 мая 2008 г. N 400 "О Министерстве энергетики Российской Федерации".
Целью внесения изменений в указанное постановление является наделение Минэнерго России полномочиями по выдаче обязательных для исполнения органами исполнительной власти городов федерального значения и органами местного самоуправления предписаний об устранении нарушений требований к схемам теплоснабжения городских поселений, городских округов с численностью населения пятьсот тысяч человек и более, а также городов федерального значения, к порядку их разработки, утверждения, актуализации, а также по рассмотрению дел, связанных с нарушением таких требований.
Головной исполнитель - Минэнерго России.
Срок подготовки - 3 месяца со дня официального опубликования федерального закона.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038 "О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства".
Целью внесения изменений в указанное постановление является наделение Минстроя России полномочиями по рассмотрению дел, связанных с нарушением главой местной администрации поселения, городского округа решения, принятого по результатам рассмотрения разногласий, возникающих при утверждении схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, а также с нарушением должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации порядка осуществления мониторинга разработки и утверждения таких схем теплоснабжения.
Головной исполнитель - Минстрой России.
Срок подготовки - 3 месяца со дня официального опубликования федерального закона.
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. N 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения".
Целью внесения изменений в указанное постановление является совершенствование требований к порядку разработки, утверждения, актуализации схем теплоснабжения, в том числе в части регламентации порядка проведения публичных слушаний.
Головной исполнитель - Минэнерго России, соисполнитель Минстрой России, ФАС России, Минэкономразвития России.
Срок подготовки - 3 месяца со дня официального опубликования федерального закона.
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" потребует внесения изменений в приказ Минстроя России от 21 марта 2014 г. N 111/пр "Об утверждении Порядка осуществления мониторинга разработки и утверждения схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее чем пятьсот тысяч человек".
Целью внесения изменений в указанный приказ является совершенствование Порядка осуществления мониторинга разработки и утверждения схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее чем пятьсот тысяч человек, в том числе в части сроков его проведения.
Ответственный исполнитель - Минстрой России.
Срок подготовки - 3 месяца со дня официального опубликования федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.