Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 142021-7 "О внесении изменения в статью 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон), вступивший в силу с 1 марта 2015 г. отменил действовавшую ранее норму, согласно которой арендатор имел безусловное преимущественное право на продление аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Новеллы Закона в части установления срока аренды земельного участка, на котором расположен объект незавершенного строительства для завершения строительства этого объекта, направлены на недопущение долгостроя и обеспечения эффективного использования земельных участков в целях усиления ответственности застройщиков.
По общему правилу, земельные участки для завершения строительства объекта незавершенного строительства с 01 марта 2015 г. предоставляются на срок до трех лет.
При этом в случае прекращения действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, который заключен в целях завершения строительства объекта незавершенного строительства, при условии, что строительство этого объекта не было завершено, такие объекты могут быть изъяты у собственника по решению суда путем продажи с публичных торгов (п. 6 ст. 239.1 Гражданского кодекса РФ).
В случае прекращения действия договора аренды земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, собственник недвижимости не приобретает права требовать передачи земельного участка (его части) в пользование, установленные ст. 272 Гражданского кодекса РФ.
За период действия Закона сложилась следующая правоприменительная практика:
застройщики вынуждены оформлять объекты незавершенного строительства в собственность как раз в целях их завершения и приобретения в аренду земельного участка без проведения торгов;
в условиях экономического кризиса во всех регионах Российской Федерации наблюдается тенденция к увеличению сроков завершения строительства уже начатых в 2015 году объектов по причине снижения спроса на объекты недвижимости, спада объемов и темпов строительства, неустойчивого финансового положения застройщиков, что может привести к увеличению рисков массового изъятия земельных участков, реализации недвижимости с публичных торгов;
деятельность строительных компаний показывает, что сроки для завершения строительства в различных субъектах Российской Федерации могут различаться в связи с различными климатическими условиями, особенностями инвестиционной активности в конкретном регионе.
Практика реализации полномочий субъектов РФ по установлению сроков аренды земельных участков на сегодняшний день уже сложилась, в том числе в соответствии с пп. 8.2 пункта 8 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации, которым предусмотрено, что в случае предоставления земельного участка некоммерческой организации, созданной субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для освоения территорий в целях строительства и эксплуатации наемных домов социального использования, срок аренды определяется законом субъекта Российской Федерации.
Исходя из правоприменительной практики, целесообразно наделить органы государственной власти субъектов РФ полномочиями по определению оптимальных для региона сроков договора аренды земельных участков, на которых расположены объекты незавершенного строительства.
В этой связи предлагается изменить редакцию подпункта 6 пункта 8 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации в части определения законом субъекта Российской Федерации срока аренды земельного участка, на котором расположен объект незавершенного строительства, для завершения строительства этого объекта.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации"
Принятие данного Закона не повлечет дополнительные расходы из средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта Федерального закона "О внесении изменения в статью 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации"
Принятие данного проекта Федерального закона не повлечет необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.