Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по международным делам от 26 января 2016 г. N 3.4-05/76
на проект федерального закона N 979641-6 "О ратификации Протокола к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в сфере реализации проекта "Ямал СНГ"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по международным делам на своем заседании рассмотрел Федеральный закон "О ратификации Протокола к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в сфере реализации проекта "Ямал СПГ" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 26 января 2016 года.
Федеральный закон предусматривает ратификацию Протокола к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в сфере реализации проекта "Ямал СПГ", подписанного в городе Пекине 17 декабря 2015 года (далее - Протокол).
Протоколом предусматривается, что Российская Федерация предоставляет финансирование за счет средств федерального бюджета на общую сумму до 150 миллиардов рублей путем приобретения выпущенных ОАО "Ямал СПГ" облигаций, не предусматривающих каких-либо гарантий и иных обеспечений, кроме предусмотренных Обязательством Фонда национального благосостояния по обслуживанию долга, подписанным акционерами ОАО "Ямал СПГ". При этом соглашается не вносить изменения в существующие на дату подписания настоящего Протокола условия размещения облигаций и не передавать данные облигации третьим лицам.
Согласно Протоколу российская сторона разрешает, а китайская сторона поддерживает приобретение Силк Роад Фанд Ко Лтд. (КНР) или находящейся под его 100-процентным контролем (прямым или косвенным) компанией 9,9% голосующих акций ОАО "Ямал СПГ" у ОАО "НОВ АТЭК" и его аффилированных лиц помимо акций ОАО "Ямал СПГ", которые на дату подписания Протокола принадлежат дочернему обществу Китайской национальной нефтегазовой корпорации в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в сфере реализации проекта "Ямал СПГ", подписанным в г. Москве 13 января 2014 года и в г. Пекине 20 января 2014 года.
Протокол определяет обязательства сторон и финансовые условия реализации сделки, а также особенности применения норм законодательства Российской Федерации об иностранных инвестициях и особенности обслуживания долговых обязательств перед иностранными организациями в ходе реализации проекта "Ямал СПГ" (далее - Проект).
В соответствии с пунктом "г" статьи 106 Конституции Российской Федерации Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
Протокол подлежит ратификации на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", так как содержит правила иные, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации. В частности, Федеральный закон от 29 апреля 2008 года N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйствующие общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" запрещает владение инвесторами из одного иностранного государства пакета акций более 25% предприятий, имеющих стратегическое значение, к категории которых относится ОАО "Ямал СПГ".
В настоящее время Китайская национальная нефтегазовая корпорация владеет 20% акций ОАО "Ямал СПГ". Таким образом, при реализации сделки китайские инвесторы суммарно будут владеть 29,9% акций ОАО "Ямал СПГ".
Кроме того, предусмотренные Протоколом действия с облигациями ОАО "Ямал СПГ" в рамках инвестирования средств Фонда национального благосостояния не предусмотрены паспортом "Ямал СПГ".
Положения Протокола соответствуют общепризнанным принципам и нормам международного права, не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и согласуются с иными международными обязательствами Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и принят по предмету ведения Российской Федерации, установленному пунктом "к" (внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира) и пунктом "л" (внешнеэкономические отношения Российской Федерации) статьи 71 Конституции Российской Федерации.
Принятие Федерального закона способствует укреплению и развитию добрососедских отношений между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой, созданию дополнительных благоприятных условий для инвестиционного сотрудничества сторон, обеспечит необходимую паритетность прав сторон, служит подтверждением сохранения уровня государственной поддержки Проекта, необходимого для привлечения Проектом внешнего финансирования от международных банков. Принятие Федерального закона не повлечет за собой выделения дополнительных ассигнований из федерального бюджета.
В результате проведения антикоррупционной экспертизы Федерального закона, предусмотренной статьей 27 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, не выявлено.
Правовое управление по представленному Федеральному закону замечаний не имеет.
Комитет Совета Федерации по экономической политике и Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам представленный Федеральный закон поддерживают.
На основании изложенного Комитет Совета Федерации по международным делам рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон "О ратификации Протокола к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в сфере реализации проекта "Ямал СПГ", принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
Председатель Комитета |
К.И. Косачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.