Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 25 января 2016 г. N 3.5-04/99
на проект федерального закона N 979641-6 "О ратификации Протокола к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в сфере реализации проекта "Ямал СПГ"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев Федеральный закон "О ратификации Протокола к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в сфере реализации проекта "Ямал СПГ", комитет отмечает следующее.
Данным Федеральным законом ратифицируется Протокол к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в сфере реализации проекта "Ямал СПГ" (далее - Протокол), подписанный 17 декабря 2015 года в городе Пекине.
Протоколом обеспечиваются правовые основы для реализации сделки по приобретению у ОАО "НОВАТЭК" китайским государственным Фондом Шелкового Пути (Силк Роад Фанд Ко Лтд.) 9,9% акций ОАО "Ямал СПГ" в дополнение к 20% акций ОАО "Ямал СПГ", ранее приобретенным Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (далее - CNPC).
Кроме того, Протоколом также закрепляются обязательства Российской Федерации по приобретению облигаций, выпущенных ОАО "Ямал СПГ", за счет средств Фонда национального благосостояния (далее - ФНБ) на общую сумму до 150 млрд. рублей.
Необходимо отметить, что в ноябре 2015 года ОАО "Ямал СПГ" разместило свои облигации в размере 75 млрд. рублей (1,16 млрд. долл. США) со сроком погашения 15 лет в рамках получения второго (последнего) транша финансирования за счет средств ФНБ.
Комитет обращает внимание на то, что Протокол содержит правила иные, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Так, Федеральный закон от 29 апреля 2008 года N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйствующие общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" (далее - Федеральный закон N 57-ФЗ) запрещает владение инвесторами из одного иностранного государства пакета акций более чем в 25% предприятий, имеющих стратегическое значение.
На основании пункта 39 статьи 6 Федерального закона N 57-ФЗ ОАО "Ямал СПГ" отнесено к предприятиям, имеющим стратегическое значение.
Таким образом, несмотря на то, что Федеральным законом N 57-ФЗ установлены иные правила, ратификация Протокола позволит на основании пункта 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, применять правила Протокола, который является международным договором.
Протокол вступает в силу с даты получения последнего из двух уведомлений договаривающихся Сторон о завершении внутригосударственных процедур, и действует в течение срока действия Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в сфере реализации проекта "Ямал СПГ", которое заканчивается 31 декабря 2045 года.
Также комитет обращает внимание, что начало производства сжиженного природного газа по проекту "Ямал СПГ" запланировано на 2017 год. Акционером ОАО "Ямал СПГ" кроме ОАО "НОВАТЭК" (60%) и CNPC (20%) является также и французская нефтегазовая компания Total (20%).
Реализация Протокола не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, в то же время позволит Российской Федерации, в случае успешной реализации проекта "Ямал СПГ", получить в федеральный бюджет средства в сумме 948,3 млрд. рублей в период эксплуатации проекта в 2017 - 2045 годы.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам считает возможным рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О ратификации Протокола к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в сфере реализации проекта "Ямал СПГ".
Председатель комитета |
С.Н. Рябухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.