Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по промышленности
по проекту федерального закона N 957581-6 "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по промышленности рассмотрел в части своей компетенции проект федерального закона N 957581-6 "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект), внесенный депутатами Государственной Думы В.А. Васильевым, В.Н. Плигиным, С.А. Поповым и др., и отмечает.
Законопроект содержит ряд существенных новаций по сравнению с "Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (далее - действующий КоАП). Так, например, дифференцированы категории административных правонарушений, выделен специальный вид административной ответственности для индивидуальных предпринимателей (в действующем КоАП индивидуальные предприниматели несут административную ответственность как должностные лица, если КоАП не устанавливает иное). Качественно обновлена процессуальная часть законопроекта, в которой закреплены правила административного процесса. Особенная часть законопроекта, устанавливающая административную ответственность за конкретные административные правонарушения, существенно расширена и состоит из 32 глав (в Особенной части действующего КоАП содержится 17 глав).
В частности, в самостоятельную главу объединены составы административных правонарушений в области технического регулирования (глава 24 законопроекта). Она сформирована из статей, содержащихся в главах 14 и 19 действующего КоАП, а также дополнена новым составом, закрепляющим административную ответственность за непринятие изготовителем (продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) необходимых мер по предотвращению возможного вреда, связанного с обращением продукции, несоответствующей требованиям технических регламентов (статья 24.8 законопроекта). Данная статья вводит санкции за нарушение обязанностей изготовителя, предусмотренных статьями 37 и 38 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
В отдельную главу выделены составы административных правонарушений, посягающие на установленный порядок осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также государственного оборонного заказа (глава 28 законопроекта). Сохранена глава, закрепляющая административную ответственность за правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике (глава 18 законопроекта).
Для подавляющего большинства составов административных правонарушений, рассмотренных Комитетом в части своей компетенции, характерна тенденция к усилению наказаний.
Как указывают авторы законопроекта, он направлен на приведение административного законодательства в соответствие с общественными, экономическими, политическими и правовыми изменениями, произошедшими после 1 июля 2002 года (дата вступления в силу действующего КоАП).
В то же время, ряд положений законопроекта требуют дополнительного уточнения:
1. Законопроект (статьи 4.16, 5.7, 48.22), в отличие от действующего КоАП, предусматривает назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности только судом. В этой связи исключаются полномочия должностных лиц Ростехнадзора на применение указанной санкции (часть 1 статьи 3.12 действующего КоАП).
Отмеченная новелла вступает в противоречие с требованиями статьи 19 Конвенции о предотвращении крупных промышленных аварий (Конвенция N 174, ратифицирована Федеральным законом от 30.11.2011 N 366-ФЗ) и подпункта "е" пункта 2 статьи 5 Конвенции о безопасности и гигиене труда на шахтах (Конвенция N 176, ратифицирована Федеральным законом от 07.06.2013 N 106-ФЗ).
В соответствии с этими международными соглашениями, надзорный орган в сфере применения конвенций должен иметь право приостановить любую деятельность, которая несет в себе неминуемую опасность крупной аварии.
Необходимо отдельно отметить, что действующий КоАП до 2010 года содержал нормы, предусматривающие назначение административного приостановления деятельности исключительно судом. Однако результаты расследований причин ряда крупных аварий на опасных производственных объектах привели к необходимости наделения соответствующими полномочиями отдельных должностных лиц Ростехнадзора, что было осуществлено Федеральным законом от 23.07.2010 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
2. На сегодняшний день привлечение к административной ответственности по делам в области промышленной безопасности (статья 9.1 действующего КоАП; статья 18.1 законопроекта) находится в ведении Ростехнадзора. Жалобы на его постановления о привлечении к административной ответственности рассматривают апелляционные арбитражные суды по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Передача дел в области промышленной безопасности в компетенцию судов общей юрисдикции (статья 43.4 законопроекта), по мнению Комитета, нуждается в дополнительной проработке и обосновании. Во-первых, такая новация исключает возможность осуществления должностными лицами Ростехнадзора полномочий по применению административного наказания в виде административного приостановления деятельности в случае обнаружения неминуемой опасности крупной аварии на опасном промышленном объекте. Во-вторых, вследствие большой загруженности районных судов, а также отсутствия у них надлежащего опыта разрешения споров в области промышленной безопасности, велика вероятность существенного роста обжалований и пересмотров судебных решений.
3. Законопроект предусматривает выделение категорий "грубые административные правонарушения", "значительные административные правонарушения" и "менее значительные административные правонарушения" с соответствующей дифференциацией административных наказаний (статья 3.2 законопроекта).
Комитет обращает внимание, что предусмотренные статьей 4.7 законопроекта ограничения максимальных размеров административных штрафов в зависимости от категории административного правонарушения не соответствуют размерам санкций, предусмотренных статьями Особенной части законопроекта (в частности, указанные ограничения ниже размеров штрафов, предусмотренных статьей 18.1 законопроекта).
4. Статью 20.23 законопроекта (нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов) Комитет считает возможным исключить в связи с тем, что являющиеся основанием для ее применения требования являются частью требований промышленной безопасности, ответственность за нарушение которых предусмотрена статьей 18.1 законопроекта.
5. Комитет отмечает наличие коллизий между нормами, закрепляющими правила подведомственности при рассмотрении административных дел (статья 43.4 законопроекта). В частности, соотнесение положений части 1 (дела, подведомственные судам общей юрисдикции) и части 3 (дела, подведомственные арбитражным судам) указанной статьи не позволяет однозначно определить подведомственность ряда дел в области технического регулирования (статьи 24.4-24.6, часть 1 статьи 24.7, часть 1 и 2 статьи 24.8 законопроекта).
6. Обращаем внимание на необходимость приведения норм законопроекта (статьи 17.8, 17.9, 18.4, 24.1) в соответствие с положениями Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 162-ФЗ) в части замены терминов "документы в области стандартизации" и "государственные стандарты" на термины "документы по стандартизации" и "национальные стандарты Российской Федерации", соответственно.
Важно подчеркнуть, что в соответствии со статьей 4 Федерального закона N 162-ФЗ "документы по стандартизации" применяются на основании принципа добровольности, за исключением случаев, установленных в статье 6 данного Федерального закона.
Кроме того, Комитет отмечает наличие в тексте законопроекта юридико-технических и орфографических ошибок. В частности: в абзаце 2 части 3 статьи 24.1 необходимо исключить слова "административное приостановление или"; в абзаце 2 части 1 статьи 24.3 требуется исключить слова "для юридических лиц от одного миллиона до пяти миллионов рублей"; в примечании статьи 24.3 после слов "единый знак обращения продукции на рынке государств - членов..." необходимо исключить слово "единой"; в названии статьи 24.8 слово "выполняющем" необходимо заменить на слово "выполняющим".
Учитывая изложенное, Комитет рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 957581-6 "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" в первом чтении с учетом высказанных замечаний.
Первый заместитель |
В.В. Гутенев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.