Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
по проекту федерального закона N 957581-6 "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях",
внесенный депутатами Государственной Думы В.А. Васильевым, В.Н. Плигиным, С.А. Поповым, Д.Ф. Вяткиным и другими
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 21.01.2016 года (выписка из протокола N 279, п. 66) Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству рассмотрел проект федерального N 957581-6 "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенный депутатами Государственной Думы В.А. Васильевым, В.Н. Плигиным, С.А. Поповым, Д.Ф. Вяткиным и другими, (далее - законопроект) в части своей компетенции.
Законопроектом осуществлена полная кодификация федерального законодательства об административных правонарушениях, которым в обязательном порядке предусматривается кодификация законодательства субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Среди принципиальных новелл законопроекта отмечается выделение категорий грубых административных правонарушений, значительных административных правонарушений и менее значительных административных правонарушений.
Законопроект включает три части - Общую, Особенную и Процедурно-процессуальную и в общей сложности содержит 51 главу.
В Общей части законопроекта объединены нормы, устанавливающие общие положения и принципы законодательства об административных правонарушениях, виды административного наказания и правила его назначения. В свою очередь, в Процедурно-процессуальную часть вошли правила осуществления производства по делам об административных правонарушениях, правила исполнения административных наказаний и другие вопросы.
Особенная часть законопроекта устанавливает ответственность за конкретные административные правонарушения. Она увеличилась до 32 глав вместо 17 в действующей редакции.
Отдельной главы удостоились нарушения в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
По первой статье главы 16 имеются следующие замечания:
Название статьи 16.1 "Нарушение правил пользования жилыми помещениями" имеет значительный диапазон действия.
Правила пользования жилыми помещениями утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2006 N 25 и содержат 6 разделов, поделенных на 26 пунктов.
При этом текст статьи содержит несколько выборочных правонарушений, таких как порча жилых домов, жилых помещений (подпункт "в" пункт 10 и подпункт "в" пункта 14) и самовольная перепланировка жилых помещений (подпункт "к" пункт 10 и подпункт "и" пункта 14). Отметим, что формулировки частей статьи не претерпели существенного изменения, по сравнению с действующей редакцией статьи 7.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения в (далее - КоАП РФ).
Как представляется, объектом посягательства при совершении административных правонарушений в данном случае являются общественные отношения, возникающие в связи с установлением порядка пользования гражданами, а также и юридическими лицами жилыми и нежилыми помещениями, правил эксплуатации помещений и оборудования в многоквартирном доме.
Правонарушениями, влекущими ответственность по данной статье, затрагиваются жилищные права граждан, наносится ущерб жилищному хозяйству, создаются неудобства совместно проживающим лицам, в связи с чем предлагается изложить статью в иной редакции:
"Статья 16.1 Нарушение требований в отношении использования помещений и общего имущества в многоквартирном доме
1. Использование жилого помещения в многоквартирном доме не по назначению и (или) нарушение пределов его использования, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
2. Нарушение установленного порядка переустройства и (или) перепланировки помещений (жилых и (или) нежилых) в многоквартирном доме, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
3. Нарушение порядка переустройства и (или) перепланировки и (или) переоборудования общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.6 настоящего Кодекса, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.".
Статью 16.2 изложить в следующей редакции:
"Статья 16.2. "Нарушение требований к содержанию многоквартирного дома
Нарушение лицами, ответственными за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, порядка и правил признания жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.6 настоящего Кодекса, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.".
Предметом правонарушения части 2 статьи 16.6 законопроекта являются лицензионные требования, предусмотренные в части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в Положении о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года N 1110. В частности, лицензионным требованием является соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3. статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации. По смыслу части 2.3. статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющие организации обязаны оказывать услуги и (или) выполнять работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491. Следует отметить, что за нарушение правил содержания общего имущества в многоквартирном доме также предлагается предусмотреть административную ответственность (статья 16.2 законопроекта). Таким образом, за одни и те же противоправные действия управляющая организация сможет быть привлечена к административной ответственности по двум статьям (статье 16.2 и части 2 статьи 16.6 законопроекта).
В связи с чем, Комитет считает необходимым разграничить сферу применения статьи 16.2 и части 2 статьи 16.6 либо по субъектному составу, либо путем уточнения объективной стороны административного правонарушения, предусматриваемого в проектируемой части 2 статьи 16.6 законопроекта.
Предлагаем изложить статью 16.6 "Нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" законопроекта в следующей редакции:
"1. Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии на её осуществление, если такая лицензия обязательна, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на индивидуальных предпринимателей - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
2. Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований -
влечет предупреждение должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей;
3. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на индивидуальных предпринимателей - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
4. Совершение действий, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, повлекших причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавших угрозу чрезвычайных ситуаций, причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на индивидуальных предпринимателей - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.".
Согласно части 4 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации при предоставлении коммунальных услуг с перерывами, превышающими установленную продолжительность, осуществляется изменение размера платы за коммунальные услуги в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом лицо, виновное в нарушении непрерывности предоставления и (или) качества коммунальных услуг, обязано уплатить потребителю штраф, определяемый в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Таким образом, статьей 16.4 "Нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами" законопроекта дублируется назначение административного наказания за данное нарушение. В связи с чем считаем необходимым данную статью исключить.
Главой 16 "Административные правонарушения в сфере жилищно-коммунального хозяйства, содержания и обслуживания жилых домов" законопроекта не предусмотрена административная ответственность организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами без лицензии, ввиду отсутствия необходимости в ней согласно действующему законодательству, за нарушения правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами.
Считаем необходимым доработать существующий проект с учетом данного замечания.
Статья 17.32 законопроекта предусматривает ответственность за повреждение объектов и систем водоснабжения, водоотведения, гидротехнических сооружений, устройств и установок водохозяйственного и водоохранного назначения. Повреждение объектов и систем водоснабжения, водоотведения, гидротехнических сооружений, устройств и установок водохозяйственного и водоохранного назначения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
С учетом требований, установленных Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" размеры административной ответственности за повреждение объектов и систем водоснабжения, водоотведения, гидротехнических сооружений, устройств и установок водохозяйственного и водоохранного назначения, предлагаемые в проекте, представляются необоснованно заниженными.
Часть 1 статьи 17.61 законопроекта следует привести в соответствие с третьим абзацем статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и изложить ее в следующей редакции:
"1. Несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации, обезвреживании и размещении отходов,-".
Дополнить часть 2 статьи 23.1 "Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)" законопроекта после слов "2. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна)," следующими словами: "за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 16.6 настоящего Кодекса,".
Частью 4 и частью 5 статьи 18.13 "Нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности" законопроекта предусмотрены административные правонарушения, совершаемые лицами, в процессе осуществления деятельности по содержанию и обслуживанию многоквартирных домов. Считаем целесообразным перенести данные административные правонарушения в раздел Главы 16 "Административные правонарушения в сфере жилищно-коммунального хозяйства, содержания и обслуживания жилых домов".
Комитет отмечает, что авторам законопроекта удалось обеспечить единство последовательности и внутренней непротиворечивости регулирования всего комплекса общественных отношений, составляющих правовой институт административной ответственности, и рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 957581-6 "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" в первом чтении.
Председатель Комитета |
Г.П. Хованская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.