Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 999555-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату долгов",
внесенному членами Совета Федерации В.И. Матвиенко, А.А. Клишасом, депутатом Государственной Думы С.Е. Нарышкиным
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона устанавливает обязанность юридических лиц, включенных в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату долгов в качестве основного вида деятельности, заключить договор об оказании информационных услуг и представлять информацию в бюро кредитных историй в случае перехода к ним права требования к субъекту кредитной истории (пункт 1 статьи 2 проекта). Полагаем проектируемое изменение излишним, поскольку данные правоотношения уже урегулированы в части 5.4 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 218-ФЗ "О кредитных историях" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ). Кроме того, в силу части 5.4 статьи 5 Федерального закона N 218-ФЗ указанные юридические лица с момента перехода к ним права требования к субъекту кредитной истории будут выступать в качестве источника формирования кредитной истории, что не предполагает получение ими информации, содержащейся в кредитной истории.
Проектом предлагается установить административную ответственность за нарушение требований законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату долгов. При этом в частях 1 и 2 новой редакции статьи 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) (статья 3 проекта) административная ответственность предусматривается за совершение действий, направленных на возврат долгов, нарушающих указанное законодательство. Учитывая, что согласно статье 3 проекта федерального закона N 999547-6 "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату долгов" (далее - проект N 999547-6) данная область отношений регулируется "настоящим федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами", административная ответственность будет наступать за все нарушения, в число которых входит, в частности, нарушение запрета применения к должнику физической силы, повреждения имущества (статья 6 проекта N 999547-6) и нарушение требований к текстам в обращениях в виде четкости, хорошо читаемого шрифта (статья 7 проекта N 999547-6). Учитывая размеры административных штрафов и наказания в виде дисквалификации и административного приостановления деятельности, предусмотренных в санкциях частей 1 и 2 новой редакции статьи 14.57 Кодекса, представляется, что части 1 и 2 нуждаются в доработке и конкретизации. Кроме того, используемая в части 2 формулировка "нарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное юридическим лицом, включенным в государственный реестр" представляется некорректной, поскольку перечень правонарушений, которые могут быть совершены юридическими лицами, включенными в государственный реестр, шире. При этом неясно, почему за одни и те же правонарушения указанные юридические лица и юридические лица, не включенные в государственный реестр, будут нести разную административную ответственность.
В связи с тем, что содержащееся в части 4 статьи 14.57 Кодекса правонарушение также является нарушением законодательства Российской Федерации о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату долгов, часть 4 должна быть указана в части 1 данной статьи.
Поскольку лицо, не включенное в государственный реестр юридических лиц, вправе осуществлять лишь некоторые действия по возврату долгов (статья 5 проекта N 999547-6), в части 4 статьи 14.57 Кодекса ответственность должна быть предусмотрена за осуществление данным лицом незаконных действий.
В части 3 данной статьи в качестве субъекта административной ответственности предусматриваются члены совета директоров (наблюдательного совета), члены коллегиального исполнительного органа, единоличного исполнительного органа юридического лица. Следует учитывать, что в случае, если перечисленные лица должны нести ответственность как должностные лица, статью 14.57 следует указать в примечании к статье 2.4 Кодекса.
Также отмечаем несоразмерность размеров административных штрафов, налагаемых на граждан, должностных и юридических лиц.
В связи с установлением в статье 14.57 Кодекса административной ответственности за совершение действий, направленных на возврат долгов, нарушающих законодательство Российской Федерации о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату долгов, следует учитывать, что согласно пункту 3 части 1 статьи 1.3 Кодекса административная ответственность устанавливается по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в связи с чем нарушение иных правил, связанных с возвратом долга, установленных соглашением между кредитором и должником на основании статьи 3 проекта N 999547-6, административную ответственность влечь не будет. Кроме того, в статье 3 проекта N 999547-6 предусмотрена возможность установления нормативным правовым актом Российской Федерации иных, чем предусмотрены федеральным законом, правил, не ухудшающих положения должника, в связи с чем подлежит уточнению основание привлечения к административной ответственности в случае, если кредитор действует в соответствии с федеральным законом, который по своей юридической силе выше, но нарушает иной нормативный правовой акт.
Следует учитывать, что в статьях 15.26.1, 15.26.2 и 15.38 Кодекса предусмотрена административная ответственность за совершение микрофинансовой организацией, ломбардом и кредитным кооперативом действий, направленных на возврат задолженности по договору потребительского займа, не предусмотренных законодательством Российской Федерации о потребительском кредите (займе).
Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.