Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 149797-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу прекращения агитационного периода"
Досье на проект федерального закона
Целью настоящего законопроекта является устранение ограничений в проведении агитационных мероприятий в период предвыборной кампании.
Нормами действующего законодательства предусмотрен "день тишины", то есть предшествующий дню выборов период, в течение которого запрещается призывать к голосованию, выражать предпочтения какому-либо кандидату или избирательному объединению, описывать возможные последствия в случае избрания определенного кандидата и т.д. Таким образом, предусматриваются определенные ограничения на проведение некоторых видов агитационных мероприятий.
Однако, как показывает практика, вышеназванные ограничения, обозначенные в действующем избирательном законодательстве, лишены своего главного смысла и цели - предоставить избирателям свободное время для оценки достоинств и недостатков о партиях и кандидатах с целью принятия взвешенного решения о голосовании, а не под воздействием сиюминутных эмоций, вызываемых агитационными мероприятиями.
Так, согласно пункту 4 статьи 49 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" ранее изготовленные и размещенные на специальных местах (рекламных конструкциях или иных стабильно размещенных объектах) агитационные печатные материалы (листовки, плакаты, билборды и другие агитационные материалы) сохраняются в "день тишины" и в день голосования на прежних местах. То есть, по сути, агитационные материалы, размещаемые участниками избирательной кампании, продолжают воздействовать на общественное мнение в рамках закона.
Общественные отношения, возникающие в ходе предвыборной агитации, часто не поддаются детальному правовому регулированию. Например, в "день тишины" у избирателей сохраняется печатная продукция, которой они обмениваются между собой. Наконец, избиратели, общаясь между собой, выражают личное мнение о кандидатах или избирательных объединениях, за которых они собираются голосовать. Кроме того, крайне сложно отслеживать агитационные посты в информационно-телекоммуникационном пространстве. Учитывая, что современные средства массовой информации имеют огромную силу воздействия на избирателей, агитационные материалы могут являться так называемой "скрытой" формой агитации.
Законодательное закрепление запрета предвыборной агитации за день до выборов характеризует и патерналистски-снисходительное отношение законодателя к российским избирателям, которые якобы настолько подвержены агитации, что если не дать им подумать в "день тишины", то они, скорее всего, не проголосуют в результате взвешенного обдумывания. Например, в Германии, Швеции, Великобритании и некоторых других государствах нет "дня тишины", что совершенно не мешает свободному волеизъявлению избирателей. Также важно отметить, что согласно части 3 статьи 3 Конституции РФ, в России провозглашен принцип свободных выборов. Свобода выборов гарантирует их проведение в обстановке гласности и широкого информирования населения о кандидатах и предвыборных мероприятиях.
Иной проблемой является низкий интерес граждан к выборам, что провоцирует невысокую явку. Однако данные о явке на последних выборах в Государственную Думу, прошедших в 2016 году (самый низкий показатель за последние 15 лет - 47,88%), свидетельствуют, что необходимо повышать сознательность граждан для большей легитимации и честности выборов.
На основании изложенного, законопроектом предлагается отменить "день тишины", то есть разрешить проведение агитационных мероприятий вплоть до окончания выборов, что повысит явку избирателей на выборах и будет способствовать их проведению в соответствии с демократическими принципами гласности и свободы.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу прекращения агитационного периода"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу прекращения агитационного периода" не потребует дополнительные финансовые затраты, покрываемые за счет средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу прекращения агитационного периода"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу прекращения агитационного периода" не потребует принятия, приостановления, внесения изменений либо признания утратившими силу федеральных законов или иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.