Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии
(шестого созыва)
на проект федерального закона N 999422-6 "О внесении изменений в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", внесенном депутатами Государственной Думы А.И. Фокиным, В.В. Терешковой, В.В. Трапезниковым, В.И. Афонским, С.А. Вострецовым, Л.А. Огулем, О.В. Лебедевым, А.П. Петровым, А.Г. Когогиной
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии рассмотрел указанный проект федерального закона (далее - законопроект) и отмечает следующее.
Законопроект предусматривает освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) при реализации макулатуры на территории Российской Федерации в том числе в целях повышения уровня утилизации отходов потребления и вовлечения вторичных материалов, в частности макулатуры, в хозяйственный оборот. Кроме этого, в связи с отсутствием в законодательстве Российской Федерации определения термина "макулатура" авторы предлагают определить как "бумажные и картонные отходы производства и потребления, отбракованные и вышедшие из употребления бумага, картон, типографские изделия, деловые бумаги, в том числе документы с истекшим сроком хранения".
Необходимо отметить, что с 2007 года мера по отмене НДС уже применена в отношении одного вида вторичного сырья - лома и отходов цветных и черных металлов (федеральные законы от 17.05.2007 N 85-ФЗ и от 26.11.2008 N 224-ФЗ). В связи с положительными изменениями на рынке заготовки лома и отходов цветных и черных металлов (по данным НП НСРО "Руслом.ком") авторы законопроекта предлагают распространить аналогичную меру на отношения по реализации макулатуры.
В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в редакции Федерального закона N 458-ФЗ) приоритетным направлением государственной политики в области обращения с отходами является утилизация отходов, т.е. полезное использование отходов в хозяйственных целях. Первоочередной задачей, на решение которой направлены положения указанного Федерального закона, является создание условий для формирования утилизационного сектора промышленности, сырьем для которого является вторичное сырье.
Бумажные отходы составляют не менее 30% отходов потребления, при этом макулатура используется для производства различных видов картона, писчей и типографской бумаги, санитарно-гигиенической бумаги и т.д. По данным СРО "Лига переработчиков макулатуры" в настоящее время в России уровень вовлечения макулатурного сырья в хозяйственные циклы составляет не более 30% и в 2 раза уступает среднеевропейскому уровню.
Предлагаемая законопроектом мера позволит избавиться от незаконных схем ведения бизнеса, в рамках которых недобросовестные предприятия-производители реализуют право на вычет в отношении НДС, который фактически не уплачивается. Как следствие возникнут основания для выстраивания прозрачной структуры бизнеса, ухода недобросовестных участников и повышения инвестиционной привлекательности отрасли переработки макулатуры.
Комитет отмечает, что отмена НДС на операции по реализации макулатуры включена в Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов (одобрены Правительством РФ 01.07.2015 года) в качестве меры по противодействию неправомерному возмещению НДС и занижению налоговой базы.
На основании изложенного Комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 999422-6 "О внесении изменений в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы А.И. Фокиным, В.В. Терешковой, В.В. Трапезниковым, В.И. Афонским, С.А. Вострецовым, Л.А. Огулем, О.В. Лебедевым, А.П. Петровым, А.Г. Когогиной.
Председатель Комитета |
В.И. Кашин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.