Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 22 марта 2016 г. N 5.1-01/705
на проект федерального закона N 1015358-6 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части завершения действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области",
принятому Государственной Думой 22 марта 2016 года
Досье на проект федерального закона
Законопроект N 1015358-6 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (о завершении таможенной процедуры свободной таможенной зоны в Калининградской области)" внесен депутатом Государственной Думы А.Д. Жуковым 11 марта 2016 года. Заключение Правительства Российской Федерации по данному законопроекту было направлено в Государственную Думу 14 марта 2016 года. Таким образом, законопроект об освобождении от уплаты налога был внесен в Государственную Думу с нарушением части 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации. При рассмотрении законопроекта во втором чтении были уточнены его наименование и предмет правового регулирования.
Федеральным законом предусмотрено освобождение от уплаты исчисленной налогоплательщиком суммы налога на добавленную стоимость (далее - налог), подлежащей уплате в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 151 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны, применяемой на территории Особой экономической зоны Калининградской области (далее - ОЭЗ), и помещении товаров под действие таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления. Данное освобождение действует в течение 180 календарных дней при условии, что налогоплательщик не освобожден от уплаты налога, за исключением применения ставки налога в размере 0 процентов, и не применяет специальные налоговые режимы. Если в течение указанного срока товары не будут использованы на территории Российской Федерации для осуществления операций, облагаемых налогом, налог подлежит уплате в общем порядке. Также налог подлежит уплате в случае последующего перехода налогоплательщика на специальный налоговый режим или подачи им уведомления об освобождении от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, в части товаров, которые не были к этому времени использованы при осуществлении облагаемых налогом операций. Федеральным законом также предусмотрено, что исчисленные, но не уплаченные суммы налога могут быть приняты к вычету после выполнения условия об использовании товаров, установленного настоящим Федеральным законом.
Федеральный закон не противоречит основам налогообложения и сборов в Российской Федерации. Регулирующее воздействие Федерального закона направлено на устранение неблагоприятных налоговых последствий, связанных с изменением статуса товаров после 1 апреля 2016 года, которое вытекает из содержания международных обязательств Российской Федерации после ее присоединения к Всемирной Торговой Организации (далее - ВТО).
В соответствии с частью шестой пункта 2 статьи 10 Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 года (далее - Соглашение) определение статуса товаров, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны лицами, государственная регистрация которых осуществлена в Калининградской области, и которые по состоянию на 1 апреля 2006 года осуществляли деятельность на основании Федерального закона, осуществляется в соответствии со статьей 19 Соглашения до 1 апреля 2016 года. Начиная с этой даты, статус товаров на территории ОЭЗ в Калининградской области будет определяться в соответствии со статьей 17 Соглашения, согласно которой при завершении таможенной процедуры свободной таможенной зоны в отношении иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны и не подвергшихся операциям, предусмотренным подпунктом 5) пункта 1 статьи 13 Соглашения, и помещении таких товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, уплачиваются ввозные таможенные пошлины, налоги, если не установлены тарифные преференции, льготы по уплате таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с частью третьей пункта 2 статьи 74 Таможенного кодекса таможенного союза льготы по уплате налогов и таможенных сборов определяются законодательством государств - членов таможенного союза. Федеральным законом предусматривается возможность частичной компенсации сумм уплаченных вследствие изменения статуса товаров ввозных таможенных пошлин за счет сокращения возникающих по той же причине обязательств по уплате налога на добавленную стоимость, что согласуется с пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса, согласно которой при налогообложении должна учитываться фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Резкое изменение условий налогообложения может повлечь нарушение этого принципа.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона положения статей, содержащих предусмотренные этим Федеральным законом изменения, применяются к правоотношениям, возникающим с 1 апреля 2016 года. Такая формулировка, в целом, соответствует пункту 4 статьи 5 Налогового кодекса, согласно которому акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Правовые последствия принятия Федерального закона состоят в том, что при реализации и (или) использовании в производстве товаров (работ, услуг), вывезенных с территории ОЭЗ в Калининградской области, статус которых определялся в особом порядке, что позволяло признавать товары, произведенные в ОЭЗ на территории Калининградской области, товарами таможенного союза и не уплачивать таможенные пошлины и сборы при вывозе этих товаров на территорию Таможенного союза, сохраняется экономически приемлемый уровень фискального обременения для налогоплательщиков, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории Калининградской области. При этом не нарушаются обязательства Российской Федерации, вытекающие из членства в ВТО и в Евразийском экономическом союзе.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены. Федеральный закон регулирует отношения, отнесенные пунктами "ж" и "з" статьи 71 Конституции Российской Федерации к вопросам ведения Российской Федерации (федеральные налоги, таможенное регулирование).
В соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку касается вопросов федеральных налогов и таможенного регулирования. Рассмотрение данного Федерального закона должно быть начато не позднее 5 апреля 2016 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Е.В. Бушмину, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам С.Н. Рябухину, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике Ю.В. Неёлову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву и полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации А.В. Яцкину.
Заместитель Руководителя |
Ю.А. Шарандин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.