Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам собственности от 23 марта 2016 г. N 3.9-115/4
на проект федерального закона N 999547-6 "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату долгов",
внесенному членами Совета Федерации В.И. Матвиенко, С.Н. Рябухиным, депутатами Государственной Думы С.Е. Нарышкиным, Н.Н. Гончаром
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по вопросам собственности рассмотрел проект федерального закона N 999547-6 "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату долгов" и отмечает следующее.
Законодательная инициатива направлена на решение актуальной проблемы - формирование законодательной защиты прав должников - физических лиц при взаимодействии с лицами, осуществляющими деятельность по возврату долгов. Законопроект регламентирует действия по возврату долгов, осуществляемые кредиторами и иными лицами, а также устанавливает правовое регулирование деятельности юридических лиц, осуществляющих на постоянной основе предпринимательскую деятельность по возврату долгов.
Законопроектом принципиально не регламентируются добросовестные действия по взысканию задолженности, поскольку они определены иными федеральными законами. Проектом регулируются именно действия, содержащие потенциальную угрозу нарушения прав должников - физических лиц, и устанавливается ряд запретов и ограничений на такие действия.
В законопроекте содержится детальный перечень подобных действий и запретов. В частности, не допускается неправомерное причинение должнику вреда, раскрытие сведений о должнике и его долге третьим лицам, в том числе путем их размещения в сети "Интернет", в жилом помещении, доме, по месту работы должника, устанавливается максимальное количество звонков, смс-сообщений должнику в течение дня, недели, месяца и т.п.
Должнику предоставляется право отказаться от взаимодействия с указанными лицами путем подачи письменного заявления - в таком случае взаимодействие с должником должно быть прекращено. Кроме того, должник аналогичным образом может потребовать осуществлять общение с коллектором только через своего представителя, который должен иметь статус адвоката.
В соответствии с законопроектом взаимодействие с должником, направленное на возврат долга в чужом интересе может осуществлять или лицо, которое вправе выдавать потребительский кредит (заем), или лицо, включенное в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату долгов в качестве основного вида деятельности.
В соответствии с законопроектом государственный контроль (надзор) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату долгов на профессиональной основе и включенных в государственный реестр, будет производить уполномоченный Правительством Российской Федерации орган государственной власти.
Законопроект предоставляет возможность указанным лицам объединяться на добровольной основе в саморегулируемые организации в соответствии с Федеральным законом "О саморегулируемых организациях".
Комитет по вопросам собственности поддерживает концепцию законопроекта и разделяет позицию его авторов о необходимости законодательной защиты граждан - должников, как слабейшей стороны в гражданско-правовых отношениях с кредиторами и коллекторами, а также о целесообразности введения правовых ограничений на деятельность коллекторов.
Вместе с тем, Комитет полагает, что при подготовке законопроекта ко второму чтению его следует доработать по следующим направлениям.
Представляется целесообразным достаточно детально соотнести юридические рамки деятельности юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату долгов и внесенных в государственный реестр (коллекторов), с положениями Федеральных законов "Об исполнительном производстве" и "О несостоятельности (банкротстве)". В связи с тем, что указанные законодательные акты исключают участие коллекторов, то взаимодействие последних с должником должно прекращаться с момента введения исполнительного производства или принятия арбитражным судом заявления должника либо заявления кредитора о банкротстве. Таким образом, необходимо обеспечить безусловный правовой приоритет за государственной системой взыскания долгов (исполнительное производство и банкротство) по отношению к действиям юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату долгов. Основной целью деятельности таких лиц должна быть не подмена институтов исполнительного производства и банкротства, а содействие в погашении или ином способе урегулировании задолженности.
По мнению Комитета по вопросам собственности правовое регулирование коллекторской деятельности в форме включения в государственный реестр и объединения на добровольной основе в саморегулируемые организации представляется недостаточным, поскольку недобросовестное осуществление коллекторской деятельности может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, жизни и здоровью граждан. Этот вид предпринимательской деятельности в полной мере соответствует критериям лицензируемых видов деятельности, установленным статьей 2 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности". В этой связи Комитет считает целесообразным ввести лицензирование указанного вида деятельности, что позволит не только осуществлять лицензионный контроль, но и в случае необходимости привлекать к административной или уголовной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии недобросовестных коллекторов. При этом требование о получение лицензии не должно распространяться на юридические лица, имеющих право выдачи потребительских кредитов (займов).
В законопроекте содержится перечень недопустимых действий кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах по отношению к должнику. При этом следует учесть, что большинство из них (применение к должнику физической силы, угроза убийством, уничтожение или повреждение имущество, разглашение сведений о частной жизни и другие) являются законодательное квалифицированными по составу преступлениями или правонарушениями, за совершение которых установлено наказание в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации либо Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, т.е. совершать эти действия на сегодняшний день уже запрещено законом, за нарушение которого предусмотрено наказание.
Комитет по вопросам собственности полагает, что в целях защиты должников от совершения взыскателями действий, формально не указанных в перечне недопустимых, но нарушающих установленные Конституцией Российской Федерации права гражданина, целесообразно указать в законопроекте на запрет осуществления подобных действий в отношении должника - физического лица, а также его близких и родственников.
С учетом вышеизложенного, Комитет по вопросам собственности рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 999547-6 "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату долгов".
Председатель Комитета |
С.А. Гаврилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.