Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока
по проекту федерального закона N 984635-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (в части унификации терминологии и условий назначения социальной пенсии коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации)",
внесенному депутатом Государственной Думы Г.П. Ледковым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока (далее - Комитет) в соответствии с решением Совета Государственной Думы от 24 февраля 2016 года (протокол N 287 пункт 78) рассмотрел в части своей компетенции проект федерального закона N 984635-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (в части унификации терминологии и условий назначения социальной пенсии коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации) (далее - законопроект) и отмечает следующее.
Рассматриваемый проект федерального закона разработан в целях защиты прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее - коренные малочисленные народы).
Законопроектом вносятся изменения в федеральное законодательство в части унификации терминологии и условий назначения социальной пенсии в целях устранения противоречий и разночтений федерального законодательства в сфере защиты прав коренных малочисленных народов. В частности, предлагается внести изменения в статьи 2, 11 и 18 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 166-ФЗ) в части единообразного применения терминов "коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" и "места традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации".
Пунктом 6 статьи 11 Федерального закона N 166-ФЗ определяющей условия назначения социальной пенсии нетрудоспособным гражданам установлено, что перечень малочисленных народов Севера и перечень районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости, предусмотренной подпунктом 4 пункта 1 статьи 11, утверждаются Правительством Российской Федерации. В этой связи, как отмечено в пояснительной записке, пункт 6 статьи 11 Федерального закона N 166-ФЗ не соответствует действующему российскому законодательству, нормам международного права и является дискриминационным в отношении коренных малочисленных народов, проживающих и ведущих традиционный образ жизни не только на территории Севера.
В настоящее время, в Российской Федерации права коренных малочисленных народов закреплены в федеральных законах: "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" и "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации".
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации - народы, проживающие в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. В Российской Федерации проживает 47 коренных малочисленных народов, из них 40 народов - проживают в 28 субъектах, расположенных на Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке Российской Федерации.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона N 166-ФЗ гражданам из числа малочисленных народов Севера, социальная пенсия назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет, то есть при достижении возраста 55 лет для мужчин и 50 лет для женщин. Следует обратить внимание, что назначение социальной пенсии для данной категории граждан связано не только с местом их проживания в тяжелых природных и климатических условиях, но и с меньшей продолжительностью жизни коренных малочисленных народов.
Как отмечено в пояснительной записке, вносимые законопроектом изменения словосочетаний "граждане из числа малочисленных народов Севера" на "лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" не расширяют перечень льготной категории граждан, а лишь приводят Федеральный закон N 166-ФЗ в соответствие с положениями федерального законодательства и правоприменительной практики. Поскольку во всех этих районах граждане практически беспрепятственно получают социальные пенсии.
Автор законопроекта отмечает, что в ряде субъектов Российской Федерации лица из числа коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации стали получать отказы от Пенсионного фонда Российской Федерации о назначении социальной пенсии. Причина отказа заключается в том, что в Федеральном законе N 166-ФЗ содержится термин "коренные малочисленные народы Севера", в то время как федеральные законы, гарантирующие особые права и преференции коренным малочисленным народам содержат термин либо "коренные малочисленные народы Российской Федерации", либо термин "коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации". При этом граждане вынуждены обжаловать отказы в судебном порядке.
Комитет считает, что утверждение, предусмотренных пунктом 6 статьи 11 Федерального закона N 166-ФЗ, перечня малочисленных народов Севера и перечня районов проживания малочисленных народов Севера, в целях установления социальной пенсии по старости, противоречит действующему законодательству, правоприменительной практике и дискриминирует коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Комитет отмечает, что внесение данного законопроекта является важным и актуальным и поддерживает необходимость приведения к единой терминологии действующего федерального законодательства в целях устранения правовых коллизий и защиты правового статуса коренных малочисленных народов.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока поддерживает концепцию проекта федерального закона N 984635-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Председатель Комитета |
Н.М. Харитонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.