Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 965567-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (о предоставлении права уполномоченному органу субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания передавать свои полномочия подведомственным организациям), внесенный Законодательным Собранием Республики Карелия
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 14 марта 2016 года (протокол N 287, пункт 85) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 965567-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (о предоставлении права уполномоченному органу субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания передавать свои полномочия подведомственным организациям), внесенный Законодательным Собранием Республики Карелия.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ), предусматривающие возможность передачи полномочий по признанию граждан нуждающимися в социальном обслуживании, а также по составлению индивидуальной программы от уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации организациям, находящимся в его ведении, но не являющимся поставщиками социальных услуг.
В связи с данной законодательной инициативой в рамках своего ведения Комитет отмечает следующее.
Согласно пояснительной записке реализация в Республике Карелия положений статей 14 - 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ вызывает определенную проблему в связи с удаленностью услуги по признанию граждан нуждающимися в социальном обслуживании и составлению индивидуальных программ предоставления социальных услуг для жителей большинства муниципальных районов и городских округов Республики Карелия в связи с тем, что данная услуга оказывается только Министерством здравоохранения и социального развития Республики Карелия, расположенном в городе Петрозаводске, и не может быть возложена на подведомственные учреждения. При этом отсутствие системы территориальных органов исполнительной власти на местах не позволяет создать наиболее эффективный механизм реализации указанных услуг (функций) в сфере социального обслуживания, основанный на решении данных вопросов государственными учреждениями социальной защиты.
Вместе с тем, по мнению Комитета, обозначенные Законодательным Собранием Республики Карелия доводы являются спорными по следующим основаниям.
Следует учитывать, что в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ) решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Указанное полномочие органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) и их содержание определяется рядом отраслевых федеральных законов, в частности Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ.
При этом согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания относится определение уполномоченного органа субъекта Российской Федерации, в том числе на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании, а также на составление индивидуальной программы.
Тем самым, признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании, а также составление индивидуальной программы является не предоставляемой уполномоченным органом субъекта Российской Федерации услугой, а непосредственно его полномочием, установленным федеральным законодателем. Передача указанного полномочия каким-либо, в том числе и подведомственным, организациям нивелирует само значение его исполнения и, по мнению Комитета, недопустима.
Также необходимо отметить, что социальное обслуживание основывается на заявительном принципе. Предоставление социальных услуг и отказ от них возможны только с учетом волеизъявления получателя. О предоставлении социальных услуг гражданин (его законный представитель) может обращаться непосредственно сам или по его просьбе иные граждане, государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения в уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо непосредственно к поставщику социальных услуг с письменным либо электронным заявлением о предоставлении социального обслуживания (статья 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ).
Кроме того, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе передать соответствующими законами полномочия в сфере социальной поддержки и социального обслуживания граждан органам местного самоуправления с передачей необходимых материальных и финансовых ресурсов (пункт 6 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ), чем может быть решена проблема осуществления указанных полномочий в отдаленных местностях.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления считает внесение предлагаемых изменений излишним, не поддерживает концепцию проекта федерального закона N 965567-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (о предоставлении права уполномоченному органу субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания передавать свои полномочия подведомственным организациям) и рекомендует Государственной Думе отклонить указанный законопроект при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.