Досье на проект федерального закона
В Российской Федерации на систематической основе реализуются меры по борьбе с допингом. Законодательством в сфере физической культуры и спорта в качестве меры по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним предусмотрено установление ответственности спортсменов, тренеров, иных специалистов в области физической культуры и спорта за нарушение антидопинговых правил.
Законодательством в сфере труда установлены ограничения на занятие трудовой деятельностью в сфере детско-юношеского спорта с участием несовершеннолетних, предусмотрена возможность увольнения спортсмена, нарушившего общероссийские антидопинговые правила и (или) антидопинговые правила, утвержденные международными антидопинговыми организациями.
В Уголовном кодексе Российской Федерации введены две новые статьи 230.1, 230.2, устанавливающие ответственность за склонение спортсмена к использованию, за использование в отношении спортсмена субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте.
Вместе с тем существует круг схожих общественных отношений, исключенных из сферы правового регулирования.
Так тренер, работающий со спортсменом в организациях спортивной подготовки в видах спорта с поздней специализацией, фактически работает с совершеннолетними спортсменами и формально не подлежит отстранению от занятия трудовой деятельностью в соответствии со статьей 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки по видам спорта для некоторых видов спорта установлена поздняя специализация. Так, минимальный возраст для зачисления на этапы спортивной подготовки составляет: всестилевое каратэ (ката-бункай) (на этапе ВСМ - 18 лет), джиу-джитсу (на этапе ВСМ - 18 лет), легкая атлетика (на этапе ВСМ - 18 лет). спортивное ориентирование (на этапе ВСМ - 18 лет), лыжное двоеборье (на этапе ВСМ - 19 лет), прыжки на лыжах с трамплина (на этапе ВСМ - 19 лет), тхэквондо - 14-22 года (уже на этапе СС), универсальный бой (на этапе ВСМ -18 лет), фехтование (на этапе ВСМ - 18-20 лет), спорт глухих (по дисциплинам на этапе ВСМ: горнолыжный спорт - 18 лет, тхэквондо - 14-20 лет, хоккей - 20 лет (этап СС - 15-19 лет)), спорт лиц с поражением ОДА по дисциплине стрельба из лука на этапе ВСМ - 18 лет.
Кроме того тренер, работающий с совершеннолетним спортсменом, не подлежит отстранению от работы в период расследования нарушения антидопинговых правил.
В Российской Федерации существуют тренеры, признанные решением соответствующей антидопинговой организации нарушившими общероссийские антидопинговые правила и (или) антидопинговые правила, утвержденные международными антидопинговыми организациями. При этом, вследствие наличия пробелов в правовом регулировании, законодательство Российской Федерации не содержит правовых норм, определяющих порядок отстранения таких тренеров от работы, что влечет, в ряде случаев, повторное нарушение антидопинговых правил.
Целью законопроекта является сохранение здоровья спортсмена, при этом законопроектом предусматривается возможность установления ограничений на занятие трудовой деятельности в сфере физической культуры и спорта для тренеров, признанных решением соответствующей антидопинговой организации нарушившими общероссийские антидопинговые правила и (или) антидопинговые правила, утвержденные международными антидопинговыми организациями.
Предлагает наделить федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта полномочиями по определению случаев и установлению порядка отстранения тренера от должности. При этом на время отстранения тренера от работы в течение срока действия трудового договора за тренером сохраняются место работы (должность) и средний заработок.
Кроме того, в качестве дополнительного основания прекращения трудового договора по инициативе работодателя, предлагается предоставить возможность работодателям расторгать трудовой договор с тренером в случае нарушения тренером общероссийских антидопинговых правил и (или) антидопинговых правил, утвержденных международными антидопинговыми организациями, признанное нарушением по решению соответствующей антидопинговой организации.
Законопроектом предлагается отстранять тренера от работы в следующих случаях:
1. признанный решением соответствующей антидопинговой организации факт обладания тренером в соревновательном периоде любой запрещенной субстанцией или запрещенным методом, или обладания тренером во внесоревновательном периоде любой запрещенной субстанцией или запрещенным методом, запрещенными во внесоревновательном периоде;
2. признанный решением соответствующей антидопинговой организации факт распространения или попытки распространения любой запрещенной субстанции или запрещенного метода, факт фальсификации или попытки фальсификации в любой составляющей допинг-контроля;
3. признанные решением соответствующей антидопинговой организации факты помощи, поощрения, подстрекательства, вступления в сговор, сокрытия или любого другого вида намеренного соучастия, включая нарушение или попытку нарушения антидопинговых правил.
Предусмотренные законопроектом меры соответствуют Международной конвенции о борьбе с допингом в спорте, ратифицированной Российской Федерацией (Федеральный закон от 27 декабря 2006 г. N 240-ФЗ "О ратификации Международной конвенции о борьбе с допингом в спорте") в части принятия государствами - участниками Международной конвенции мер по борьбе с допингом в спорте и положениям Договора о Евразийском экономическом союзе.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления или принятия иных актов федерального законодательства, а также внесения в них изменений или дополнений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.